В последние годы обильные осадки, подтопления и даже наводнения стали уже привычным явлением. Но иногда погодные сюрпризы грозят автомобилистам серьезными неприятностями. Об одной из этих неприятностей — гидроударе двигателя — читайте в материале Mafin Media.
Между собой гидроудар автомобилисты описывают просто — «двигатель хлебнул воды». Собственно, так оно и есть: подобная ситуация происходит, когда вода попадает в рабочие цилиндры двигателя — в их надпоршневую часть. И чаще всего это наблюдается в двух случаях:
Когда двигатель работает в обычном режиме, поршень, двигаясь в цилиндре, сжимает приготовленную топливовоздушную смесь, затем она воспламеняется и, сгорая, толкает цилиндр в противоположную сторону, после чего цикл повторяется.
Если же в цилиндр попадает вода, которая, как известно, почти не сжимается, поршень наталкивается на жесткую преграду, препятствуя нормальной работе механизмов. Последствия могут быть разными и зависят от количества проникшей воды — то есть от того, насколько сильно и резко застопорился поршень.
Чаще всего при этом страдают шатуны — подвижные детали, своего рода «ручки», которые передают возвратно-поступательные движения поршней на коленчатый вал и преобразуют их в крутящее усилие. Если поршень замер, а коленчатый вал продолжает давить, шатун, как связующее звено, может согнуться или даже сломаться.
Однако этим дело часто не заканчивается. Если изогнутый шатун упрется в стенку цилиндра и заклинит двигатель, это еще полбеды. При дальнейшем вращении поршень может столкнуться с элементами коленчатого вала и разрушиться. Обломанные детали тоже способны нанести немало повреждений.
Со стороны головки блока цилиндров также стоит ожидать неприятностей — например, стремительно возросшим давлением может сорвать крепежные шпильки, повредить прокладку головки блока. Словом, ремонт, скорее всего, будет непростым и недешевым, а в особо тяжелых случаях двигатель и вовсе проще будет заменить.
Прежде всего не паниковать. Возможно, вода помешала нормальному функционированию электропроводки или датчиков, и тогда проблема может решиться сама после хорошей просушки.
Вполне вероятно, что и двигатель у вас запустится при повторном старте, но делать это посреди водной преграды довольно рискованно. Если в двигатель успела попасть вода, то вы только усугубите ситуацию, а если нет, то велика вероятность, что мотор «хлебнет» при запуске.
В наше время считается совершенно нормальным, когда автовладелец выступает «пользователем» машины, доверяя диагностику, ремонт и обслуживание специалистам. Поэтому мы не станем предлагать вам проверять на дороге наличие воды в воздушном фильтре и впускном коллекторе, не говоря уже об оценке состояния цилиндров или степени деформации шатуна.
А если вы технически неискушенный водитель, доставка машины в сервис на эвакуаторе с квалифицированной диагностикой может в итоге обойтись вам значительно дешевле, чем последствия попыток самостоятельной реанимации двигателя.
Лучший способ справиться с неприятной ситуацией — вообще в нее не попадать. Если некий участок дороги опасно затопило, следует сменить маршрут или вовсе воздержаться от поездки. Но это в идеале. Когда выбирать не приходится, то пословица «не зная броду, не суйся в воду» становится реальным планом действий.
Посмотрите, как ведут себя другие водители: по какой траектории форсируют преграду, какой уровень воды в ней — до середины колеса или выше? Присмотритесь, есть ли неглубокие участки, которые в зависимости от профиля дороги могут быть по ее краям или, наоборот, в середине.
Если вы увидели, что лужа не столь глубока, а легковые автомобили один за другим благополучно справляются с этим препятствием, значит можно отправляться и самому. Важно соблюдать два главных принципа преодоления водной преграды: плавность и равномерность.
Когда мы двигаемся по луже на умеренной скорости 15–20 км/ч, перед бампером образуется водяной вал, который машина равномерно толкает вперед. Стоит нам резко ускориться или затормозить, как этот вал может пойти в обратную сторону и захлестнуть капот. Последствия этого мы описали выше.
Точно так же такой же вал может «привезти» вам встречный автомобиль, равно как и вы ему. Так что, если нет возможности беспрепятственно разъехаться, лучше проезжать узкий участок по очереди. По тем же соображениям не надо забывать о достаточной дистанции с попутчиками в одном направлении.
И наконец, если в вашей местности вода на дороге стоит достаточно часто, стоит подумать о доработке автомобиля, когда отверстие воздухозаборника переносится выше с помощью специальных шноркелей.
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его