ко всем статьямКо всем статьям

Мусор, завтраки, колбасы: история развития электротранспорта в СССР и России

Mafin Media уже рассказывал об изобретении электрического двигателя и его роли в развитии городской инфраструктуры имперских времен. Следующей вехой в истории альтернативного транспорта стали 30-е годы XX века. Именно с этого периода и начнется новый рассказ об электротранспорте.

Советский троллейбус

Первый электробус в СССР — СВАРЗ-ЛК — отправился по маршруту 15 ноября 1933 года. Электрооборудование было собрано на заводе «Динамо» по американским чертежам, а кузов изготовили на заводе имени Сталина (АМО ЗиЛ).

источник изображения go.mafin.ru/svarz-lk

В 1935 году в СССР появился автомобиль, работающий от электричества, — электромусоровоз ЛЭТ (Лаборатория Электрической Тяги при институте МЭИ), за основу которого был взят грузовик ЗИС-5. На грузовой платформе автомобиля находились деревянные ящики с четырьмя десятками аккумуляторов. Мощность мусоровоза составляла 17,6 л. с., а максимальная скорость не превышала 24 км/ч. Запас хода — 40 км.

источник изображения go.mafin.ru/musorovoz

В 1939 году на заводе «Аремз» был создан грузовик НИИГТ. Троллейкар, как иначе он назывался, имел гибридную установку и мог передвигаться и от проводов, и автономно, при помощи двигателя внутреннего сгорания. Его максимальная скорость составляла 50 км/ч. Но на службу НИИГТ так и не поступил из-за своей дороговизны.

Попытки вернуться к производству троллейкаров предпринимались и после войны. Так, в 1960 году появился СВАРЗ ТГ-1. Но производительность этого грузовика оставляла желать лучшего: запаса хода хватало на 6 км, а максимальная скорость была в два раза меньше, чем у предшественника, и составляла 25 км/ч. Также аккумуляторы СВАРЗ ТГ-1 весили три тонны. Как следствие, транспортное средство эксплуатировали недолго — с 1966 по 1967 год.

Послевоенные электрокары

В 1948 году в НАМИ создали два электромобиля НАМИ-750 и НАМИ-751, которые использовались для перевозки почты с 1952 по 1958 год в Москве и Ленинграде. Разница между ними была в грузоподъемности: модель 750 имела грузоподъемность полтонны, а 751 — полторы тонны. Первые машины этих моделей имели свинцовые батареи, но позже появились модели и с железоникелевыми аккумуляторами. На одном заряде такие грузовички могли проехать до 70 км, а максимальная скорость не превышала 36 км/ч.

источник изображения go.mafin.ru/nami

70-е годы — новая надежда

В 1974 году УАЗ и ВНИИЭМ Минэлектротехпрома создали электромобиль — У-131. Шасси позаимствовали у легкого грузового автомобиля УАЗ-451. Эта модель была оснащена двигателем мощностью 15 кВт и имела запас хода до 70 км. Благодаря конструкторскому решению аккумуляторы были внешними и легче заряжались. Мини-грузовик загонялся в специальный бокс, где заряжался всю ночь. Всего таких моделей было выпущено пять, и во время испытаний они развозили колбасную продукцию Черкизовского мясокомбината.

источник изображения go.mafin.ru/uaz

В 1978 году новый советский электрокар УАЗ-451МИ отправился на выставку в США, где стал сенсацией, поскольку был единственным образцом из всех представленных, работавшим на переменном токе. При этом всего за час его можно было зарядить на 70–75%.

Но это была не последняя модель Ульяновского завода. Так, в 1981 году совместно с НПП «Квант» был выпущен УАЗ-3801. Электрическая «буханка» разгонялась до 70 км/ч и могла пройти до 50 км без подзарядки. Когда машину оснастили рекуперативной системой торможения, запас хода увеличился до 75 км. К 1985 году было выпущено 65 таких моделей. Но в СССР наступили непростые времена, и производство УАЗ-3801 заморозили.

Параллельно с Ульяновским заводом на Елгавском предприятии шла разработка электромобилей. В 1976 году была представлена модель РАФ-2204. Машина развивала скорость до 60 км/ч и имела запас хода до 70 км. Но самая известная разработка этого завода — РАФ-2910, электромобиль, созданный специально к Олимпиаде-80. На этом транспорте во время марафонского бега и спортивной ходьбы перевозили судей. Этот образец был не таким быстрым, как его предшественник, и мог разгоняться до 30 км/ч, а вот запаса хода у него хватало на 100 км. Спустя три года были представлены первые модели, работавшие на солнечных батареях. Но до серийного производства дело так и не дошло.

источник изображения go.mafin.ru/raf

В 1975 году появился ВАЗ-2801. Запаса хода легкового электрокара хватало на 110 километров, а максимальная скорость, по разным данным, доходила до 87 км/ч. Всего таких экземпляров было выпущено 47.

источник изображения go.mafin.ru/vaz-ehlektro

Постсоветское время

После распада СССР первый электромобиль появился лишь в 1997 году. Электропикап «Москвич-2335Е1» был представлен на автосалоне МIМS-97,но, как и все его предшественники, не поступил в продажу из-за слишком высокой стоимости производства. Хотя характеристики были достойными: максимальная мощность — 65 л. с., максимальная скорость — 115 км/ч, а запас хода при постоянной скорости 60 км/ч — 100 км.

источник изображения go.mafin.ru/pikap

Наши дни

Почти каждый год модернизируется подвижной состав электропоездов. Наглядные примеры — Московский метрополитен с новыми поездами «Москва-2020» и пригородные электрички «Иволга». Не отстает и наземный транспорт:здесь на место неэкологичных автобусов и неудобных троллейбусов приходят электробусы.

Наши дни

Отечественный автопром еще несколько раз пытался запустить производство электромобилей на рынок,но каждый раз высокая цена ставила крест на серийном производстве. Наиболее успешным электромобилем России можно назвать LADA Ellada на шасси LADA Kalina с заявленным запасом хода 150 км — с конвейера сошло 100 автомобилей.

На текущий момент сразу несколько российских концернов ведут разработки собственных электрокаров. Но выйдет ли что-то на массовое производство, пока сказать сложно. Тем более что цена концептов не отличается демократичностью.

Елизавета Блинова
Автор
Подписывайтесь на Telegram-канал Mafin Media и не упускайте новых знаний и возможностей!
Вам может быть интересно