ко всем статьямКо всем статьям

Обязательный техосмотр отменят, но с оговорками. Как это будет работать

В российском правительстве решили отменить обязательный техосмотр для большинства легковых автомобилей. Mafin Media рассказывает, когда эта инициатива будет принята и при каких условиях ТО все же нужно будет пройти.

Что случилось

Правительственная комиссия по безопасности дорожного движения поддержала идею значительно упростить прохождение обязательного техосмотра. Группа парламентариев вместе с кабмином планирует в ближайшее время доработать законопроект и принять его в Госдуме нового созыва. По словам главы комиссии вице-премьера Марата Хуснуллина, это может произойти до конца 2021 года.

Согласно документу, обязательный техосмотр для легковых некоммерческих автомобилей и мотоциклов фактически будет отменен. Пройти ТО нужно будет только при смене владельца и лишь для транспортных средств старше четырех лет. Во всех остальных случаях техосмотр станет добровольным.

Один из авторов законопроекта, первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак, отметил, что изменения коснутся только физических лиц. Для коммерческого транспорта правила прохождения ТО останутся прежними:

Действующие правила проведения техосмотра уже морально устарели, они были приняты в 1994 году. Все процедуры превратились в банальную формальность. И многие это воспринимают как дополнительный налог или даже оброк при оформлении полиса ОСАГО.

Андрей Турчак

первый вице-спикер Совета Федерации

Подождите, разве обязательный техосмотр уже не был отменен в августе?

Нет, тогда шла речь про отмену обязательного ТО для получения полиса ОСАГО. Соответствующие поправки в закон «О безопасности дорожного движения» были утверждены в июне — июле 2021 года.

Действующее «расписание» техосмотра выглядит так:

  • авто возрастом до 4 лет — техосмотр проходить не нужно;
  • авто возрастом от 4 до 10 лет — техосмотр раз в два года;
  • авто старше 10 лет — требуется ежегодный техосмотр.

А как же штраф, который планировали ввести весной?

Действительно, с 1 марта 2022 года должно было быть ужесточено и расширено наказание за отсутствие диагностической карты. Сейчас от 500 до 5800 руб. штрафуют только водителей такси, рейсовых автобусов и грузовых автомобилей.

Предполагалось, что с начала весны МВД начнет следить (в том числе с помощью камер) за всеми автомобилистами, которые не прошли техосмотр. А в случае отсутствия диагностической карты штрафовать на 2 000 руб.

Судя по всему, в случае принятия поправок об отмене ТО эти нормы административного кодекса снова пересмотрят. Вероятно, теперь статья будет распространяться не только на водителей коммерческого транспорта, но и на новых владельцев авто старше четырех лет, которые не успели пройти техосмотр.

Что о поправках думают эксперты

По мнению вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, техосмотр нужно было сохранить, но упростить и облегчить доступ на этот рынок для автосервисов и дилеров:

У нас есть категория водителей, которые считают, что ездить можно вообще на всем. Кузов сгнил и его можно проткнуть палкой? Да ничего. Тормоза работают не на всех колесах? Да ладно, недалеко ехать. Антифриз хлещет на дорогу? Пускай, он полезный.

Так было десять лет, когда техосмотр фальсифицировался. До этого инспекторы в некоторых случаях все же не брали взятки с откровенного хлама. Теперь, похоже, наступает воля вольная. Мы каждый день обсуждаем в СМИ резонансные аварии. И далеко не всегда в них виноват водитель, часто — техника. По данным МВД, за год из-за плохого технического состояния авто в стране погибло 1 223 человека. И теперь таких ситуаций будет еще больше.

Антон Шапарин

вице-президент Национального автомобильного союза

Однако с ним не согласен координатор сообщества «Синие ведерки» и рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов:

Мы разбирались, откуда взялись подобные цифры. Это аварии, в которых инспектор, заполняя огромную простыню, без установления виновности указывает любую неисправность транспортного средства, даже если у авто на одной оси разные покрышки или неправильная тонировка. Это всего лишь сопутствующий ДТП признак.

Как правило, физическое лицо само использует и обслуживает автомобиль, которым владеет. Поэтому и за любой косяк в техобслуживании в случае чего оно ответит в первую очередь своей жизнью или жизнью своих близких. Согласно статистике Российского союза автостраховщиков, который проанализировал 2 000 000 ДТП и установил причинно-следственную связь между аварией и неисправностью авто, таких случаев оказалось всего 0,1% среди всех ДТП за год.

Петр Шкуматов

координатор сообщества «Синие ведерки» и рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов»

В то же время председатель общественной организации «Движение автомобилистов» Армен Оганесян полагает, что законопроект кабмина и парламентариев оказался преждевременным и противоречивым. По мнению Оганесяна, несмотря на отмену техосмотра, необходимость прохождения ТО по-прежнему остается — как минимум из-за опасности возникновения регресса в случае аварии:

Это очередное недопонимание вопроса и нежелание вникнуть в его суть. С одной стороны, анонсируется отмена техосмотра, а с другой стороны, у автомобилистов остаются обязанности его проходить, иначе в случае ДТП по техническим причинам страховые могут воспользоваться регрессом. Я рекомендую всем по-прежнему получать диагностические карты и сам делаю так же: если следишь за состоянием машины, это несложно.

Армен Оганесян

председатель общественной организации «Движение автомобилистов»

Тимур Фехретдинов
Редактор
Подписывайтесь на Telegram-канал Mafin Media и не упускайте новых знаний и возможностей!
Вам может быть интересно