Правительство России в конце марта подписало документ, разрешающий так называемый параллельный импорт. Перечень групп товаров и брендов, которые можно ввозить без разрешения правообладателя, подготовил Минпромторг: из автосферы в нем оказались некоторые бренды запчастей, шин, масел и аксессуаров. Какие марки вошли в список и как устроен механизм, рассказывает Mafin Media.
В ответ на массовый уход (или приостановку работы) из России зарубежных компаний после 24 февраля 2022 года власти разрешили параллельный импорт — то есть ввоз в страну оригинальных товаров определенных брендов без согласия правообладателя.
Запрет на параллельный импорт действовал в России с 2002 года — ввозились лишь товары, защищенные товарным знаком, а владельцы сами решали, на какой рынок и в каких объемах поставлять продукцию. То есть импортировать в Российскую Федерацию конкретные бренды могли только их правообладатели, аффилированные лица или официальные дилеры.
Обычный потребитель давно знаком со схемой параллельного импорта: это любой «серый» товар, ввезенный в Российскую Федерацию в обход официального дистрибьютора. Часто такая продукция поступает на внутренний рынок через компанию-посредника из другой страны, например через Китай.
Из существенных минусов такого механизма для потребителя — рост итоговой цены. К тому же увеличиваются сроки поставки из-за непростой логистической цепочки и возникают проблемы с сервисным обслуживанием и гарантией.
В условиях санкций такой механизм должен удовлетворить спрос на выбывшие с рынка и дефицитные товары.
В опубликованном перечне Минпромторга оказались автомобили брендов, которые заявили о своем уходе из России. Теперь они будут ввозиться для продажи по той же схеме, которая действовала ранее для автомобилей Tesla.
Так, в список попали автомобили Land Rover, Jeep, Jaguar, Chrysler, Bentley, GM, включая Cadillac, Chevrolet, GMC, Dodge, Mitsubishi, Renault, Hummer, Rover, Tesla, Lincoln, Mercedes-Benz, Daimler, Maybach, Smart, BMW, Mini, Volkswagen, Skoda, Porsche, Audi, Toyota, Lexus, Lamborghini, Ferrari, Seat, MAN, Scania, Isuzu, Maserati, Aston Martin, Subaru, Suzuki, Honda, Acura, Infiniti, Nissan, Volvo, Rolls-Royce, Bugatti.
Попала под параллельный импорт и часть запчастей этих брендов.
Минпромторг легализовал также ввоз шин Michelin, Goodyear, Bridgestone и Continental.
Предполагается, что это не последняя редакция списка товаров для параллельного импорта. Ранее глава Минпромторга Денис Мантуров отмечал, что перечень будет корректироваться в зависимости от решений зарубежных компаний по работе в России.
Предполагается, что покупатель продукции будет приобретать ее за границей (где товар был введен в гражданский оборот с согласия правообладателя), а затем обеспечивать ввоз в Россию. Такое разъяснение дал Минпромторг газете «Ведомости», указав, что «при условии наличия продукции в перечне параллельного импорта таможня обеспечивает ее беспрепятственный ввоз, а импортер освобождается от ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности (по сути, эксклюзивного права производителя на дистрибуцию по своим каналам)».
Кроме того, отдельно указывается, что ответственность за качество ввозимых товаров будет нести импортер. Ранее эта обязанность возлагалась на экспортеров из третьих стран.
По словам президента Ассоциации компаний интернет-торговли Артема Соколова, мера по разрешению параллельного импорта — вынужденная и если правообладатели вернутся на российский рынок, то смогут восстановить защиту своих прав. В разговоре с РИА «Новости» Соколов отметил, что «риски существуют, если речь идет не о кратковременных мерах, а о долгосрочных».
И хотя власти Российской Федерации и бизнес сейчас имеют дело с временными и вынужденными мерами, за разрешение параллельного импорта много лет выступала Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Соответствующий законопроект служба подготовила еще в 2014 году. «Ведомости» в 2018 году писали, что ФАС снова подготовила соответствующие поправки в Гражданский кодекс. А в марте 2021 года власти изучали альтернативные способы насыщения рынка в условиях санкций. Об этом «Российской газете» говорил председатель комитета ГД по экономической политике Максим Топилин.
Одновременно с этим Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) заявила, что не поддерживает параллельный импорт и всегда указывала на риски, связанные с несанкционированным оборотом продукции. Однако ассоциация отмечает, что в условиях экономического кризиса члены АЕБ понимают необходимость поддержания бизнеса и экономики страны и то, что это может требовать принятия непростых решений.
«В долгосрочной перспективе позиция АЕБ по параллельному импорту остается неизменной, но в краткосрочной повестке в отношении некоторых товаров параллельный импорт возможен в качестве исключительной временной меры. Она поможет обеспечить наличие на внутреннем рынке продукции, производство которой в Российской Федерации не налажено или прекращено/приостановлено», — говорится в сообщении АЕБ.
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его