С 9 января в России изменился порядок расчета цен на полисы ОСАГО для всех легковых автомобилей. Mafin Media рассказывает, насколько и для кого покупка страховки станет дороже, а для кого — наоборот.
Цена полиса обязательного страхования зависит от двух основных факторов — базовой ставки страхового тарифа и различных коэффициентов. В 2022 году изменилось и первое, и второе. Тарифный коридор базовой ставки расширился на 10% и теперь выглядит так:
Что это значит? В пределах указанных выше цифр страховые компании могут самостоятельно определять базовую ставку персонально для каждого автовладельца. Еще больше коридор увеличился для такси — на 30% в обе стороны, от 2 014 до 12 505 руб.
В первую очередь серьезно изменились региональные показатели — причем как в меньшую, так и в большую сторону. Например, в Москве и Подмосковье территориальный коэффициент упал: с 1,9 до 1,8 и с 1,63 до 1,56 соответственно. То же самое произошло в Санкт-Петербурге и Ленинградской области — с 1,72 до 1,64 и с 1,27 до 1,24. В целом падение затронуло большинство российских городов-миллионников: Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Самару и многие другие.
Однако в некоторых регионах коэффициенты сильно выросли — например, в Дагестане. Особенно это отразилось на маленьких городах и селах республики. Там территориальные множители увеличились на 20%.
Изменились и коэффициенты «водитель-стаж» (КВС). Теперь все автолюбители старше 25 лет будут в среднем платить меньше, тогда как для неопытных и молодых водителей множитель, наоборот, станет гораздо больше. Так, для категории 16–21 год с нулевым стажем коэффициент изменят с 1,93 на 2,27.
Повысится и так называемый ограничивающий коэффициент (КО). Если раньше страхователь (физическое лицо) покупал полис ОСАГО без указания точного количества водителей, размер множителя составлял 1,94. Теперь он будет на 20% больше — 2,32.
Кроме того, с апреля 2022 года в силу вступит новая методика расчета коэффициента бонус-малус (КБМ). Если раньше самый низкий класс М (для тех, кто слишком часто попадает в аварии) равнялся 2,45, то теперь он вырастет аж на 60% — до 3,92. В то же время минимальный КБМ (для тех, кто десять лет отъездил без аварий — во всяком случае по своей вине) уменьшится с 0,5 до 0,46. Это значит, что такие водители смогут купить ОСАГО с более чем 50%-й «скидкой».
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что введенные ЦБ изменения неминуемо приведут к росту цен на полисы ОСАГО. По его словам, страховые компании предпочитают устанавливать базовую ставку по верхней границе тарифного коридора. Поэтому любое расширение по факту означает повышение стоимости ОСАГО.
Сама формулировка «тарифный коридор» — фактически эвфемизм, плохо камуфлирующий каждое новое повышение цен для водителей. К тому же у людей, живущих в селах и деревнях, денег заметно меньше, чем у жителей мегаполисов. Поэтому есть большая вероятность, что автомобилисты просто начнут отказываться от ОСАГО
Антон Шапарин
вице-президент Национального автомобильного союза
Однако с ним категорически не согласен координатор движения «Общество синих ведерок» и глава рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов. Он утверждает, что слова о росте цен на полисы ОСАГО — не более чем популистские высказывания, которые расходятся с реальностью:
Гипотеза, что страховые компании будут всех рассчитывать по верхней границе, не выдерживает проверки реальными обстоятельствами. В разных страховых компаниях расчет стоимости ОСАГО будет разным для одного и того же водителя, потому что страховщики учитывают большой набор характеристик страхователя: манеру вождения и поведение за рулем, частоту нарушений ПДД, уровень аварийности и огромное множество других факторов
Петр Шкуматов
координатор сообщества «Синие ведерки» и рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов»
В пресс-службе Центробанка также заявляют, что опасения о тотальном повышении цен на полисы ОСАГО беспочвенны, так как новые тарифы и коэффициенты были подготовлены на основании актуарных расчетов специалистов ЦБ и справедливо отражают рисковые показатели для разных категорий водителей:
Предыдущие этапы расширения коридора показали, что конкуренция не дает страховым компаниям возможности ставить всем автовладельцам тариф по верхней планке. На наш взгляд, дополнительное расширение коридора будет способствовать еще большей индивидуализации и дифференциации тарифов для водителей с разным уровнем риска
Пресс-служба Банка России
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его