«И какой же русский не любит быстрой езды?» — эту фразу, которой заканчивается первый том «Мертвых душ» Гоголя, вспоминают по поводу и без любители «погонять» на городских улицах. Чаще всего такое поведение граничит с беззаконием. Но что, если направить жажду скорости в нужное и, что главное, легальное русло?
Автор этой статьи, корреспондент Mafin Media Егор Вагурин, давно мечтал прикоснуться к автоспорту. В конце июля он попробовал силы в турнире LADA Time Attack Cup. И, несмотря на то что с ходу попасть в призеры не получилось, сам он считает дебют удачным и не собирается останавливаться на достигнутом.
Идею принять участие в официальных соревнованиях по кольцевым гонкам я вынашивал довольно давно. Но всякий раз возникали сомнения. Во-первых, для этого необходимо купить машину и должным образом подготовить ее к состязаниям. Во-вторых, не покидали мысли: а что, если не получится? Но развеять эти сомнения мне помогло знакомство с турниром LADA Time Attack Cup (LTAC).
Я посетил первые два этапа в этом году в Москве и Рязани, пообщался с участниками и влился в общий коллектив. Узнал, с чего лучше начинать подготавливать машину и как попасть в LTAC. Так начался мой путь в любительские гонки.
Это любительский чемпионат для владельцев продукции отечественного автопрома. Проводится с 2016 года. Он проходит в несколько этапов в разных городах России: Москве, Рязани, Нижнем Новгороде и Смоленске. Участвовать в гонке может любой владелец автомобиля ВАЗ. Более того, по согласованию с организатором мероприятия можно заявиться на автомобиле другого производителя. Главное — чтобы он был отечественным.
Для дифференциации мощностей составили регламент, определяющий каждый автомобиль в свой класс. Прямо как распределяющая шляпа из вселенной Гарри Поттера. Всего их пять: Stock, Extra Light, Light, Race, Unlim. Такая градация необходима по нескольким причинам. Во-первых, уравниваются стартовые возможности гонщиков. Во-вторых, принимать участие таким образом могут владельцы как специально подготовленной гоночной техники, так и обычных гражданских авто. Стоимость участия — 7 000 руб.
Главный критерий гонки — лучшее время круга, которое вы можете показать на автодроме. На гоночный уикенд дается три сессии по десять минут. За эти полчаса вы должны выдать свой максимум. Если этого времени кажется мало для того, чтобы привыкнуть к трассе и показать лучший результат, можно дополнительно попрактиковаться заранее на тренировочных заездах.
После второго этапа LTAC, когда я окончательно решил участвовать в гонке, начались активные поиски подходящего автомобиля. Критерии были следующие: машина должна быть с целым кузовом, без ржавчины и кузовных ремонтов. Что касается цены, то я ориентировался на сумму в пределах 100 000 руб. И найти автомобиль, подходящий под эти параметры, оказалось не так-то просто.
В конечном счете выбор пал на красный ВАЗ-2109 1987 года выпуска, за которым мне пришлось ехать в город Рыбинск Ярославской области. Машина обошлась чуть дороже, чем я планировал, — в 135 000 руб. Но, несмотря на это и внушительный возраст, оно того стоило. Кузов авто оказался в прекрасном состоянии, да и сама по себе машина была достаточно ухоженна. Забавный факт: сразу после покупки у меня захотели ее перекупить прямо на автовокзале. Но, конечно же, такую машину я бы просто так не отдал.
Подготовка автомобиля к соревнованиям от и до заняла у меня примерно месяц. Почти все делал своими силами. Начал с руля и промывки масла, закончил заменой тормозной системы и переборкой КПП (подробнее о процессе доработок можно почитать на Drive2). Не обошлось и без приключений: после предыдущего владельца остались проблемы с тормозами, и в один момент машина встала прямо на Третьем транспортном кольце. Пришлось чинить авто в ближайшем дворе, до которого смог добраться.
С учетом доработок автомобиль обошелся в 200 000–250 000 руб. Как мне кажется, это вполне адекватная сумма для того, чтобы прикоснуться к настоящему автоспорту, — пусть и в любительском формате.
Гонка проходила на автодроме «Мячково». Приехав на этап, я получил стартовый номер, прошел техническую комиссию автомобиля и с нетерпением стал ждать своего заезда. Всего на четвертом этапе в Москве участвовало 102 гонщика, но конкретно в моем классе — Stock — было 20 участников. Вообще, по субъективным ощущениям, конкуренция в чемпионате растет с каждым этапом. На LADA Time Attack Cup я видел достаточно крутых и опытных пилотов, многие приезжали со своими тренерами и выдавали неплохие результаты на трассе.
Самым сложным заездом вышел первый. Было тяжело перебороть волнение, так как мысли о гонке и сама гонка — совсем разные вещи. Как только прошел первый заезд, волнение ушло, а набравшись сил, я хотел ехать все больше и больше. На второй сессии мне удалось, хоть и ненадолго, сесть на хвост одному из лучших пилотов. Это позволило мне занять 9-е место из 20. На третьем заезде я уже просто и отрабатывал технику, и катал в свое удовольствие. Конечно, можно было показать и лучшее время, но для дебюта уверенно закрепиться в середине таблицы — тоже хороший результат.
Турнир LTAC позволил мне сделать главное — почувствовать уверенность на дороге; понять, на что я способен и выявить слабые стороны — как свои, так и автомобиля. Например, на состязаниях в Мячково стали очевидны проблемы со сцеплением колес и дороги. В следующих соревнованиях, которые прошли всего через неделю после LADA Time Attack Cup, я учел этот фактор.
На городском спринте «Новый поворот» в ЦТВС «Москва», организованном командой МосАвтоСлалома, получилось выступить куда успешнее, чем на LTAC. Я занял первое место в классе Extra Light с отрывом в две секунды от ближайшего преследователя. Надеюсь, что это только начало и все же получится в обозримом будущем заехать и на «тумбу» LTAC.
Чтобы выигрывать подобного рода чемпионаты, нужны тренировки: регулярно выезжать на автодром и часами оттачивать водительские навыки, учиться быстро принимать решения и доводить эти умения до автоматизма. Ведь в кольцевых гонках это главное. Здесь надо работать за рулем каждую секунду: правильно переключать передачи, тормозить и эффективно проходить повороты.
Не помешает посмотреть видеокурсы правильного управления автомобилем на гоночном треке или посетить уроки экстремального вождения. Ключевое, что вам нужно, — научиться видеть верную траекторию прохождения поворотов, точку торможения перед поворотом, понимать, с каким усилием эффективно оттормозиться, в каком диапазоне оборотов двигателя переключать передачи, в какой части трассы идти на пониженных оборотах, в какой части — на повышенных и как правильно выбирать передачу в разных ситуациях.
И главное: если вы хотите прикоснуться к автоспорту и поехать на гоночный трек или любительские соревнования, не надо годами собирать для этого автомобиль. Достаточно установить правильную подвеску, хорошую резину и удобное для вас водительское место. А дальше все зависит от интенсивности тренировок, вашего желания и прогресса.
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его