Столичные власти разрешат водителям покидать место ДТП — правда, при определенных условиях. Mafin Media рассказывает об этой инициативе и ее перспективах распространения на всю Россию.
Департамент транспорта Москвы заявил о новом пилотном проекте — в качестве эксперимента водителям позволят покидать место ДТП при соблюдении двух ключевых условий:
В Дептрансе считают, что такая практика позволит избежать человеческих жертв, уменьшит шанс «вторичных» ДТП (речь про ситуации, когда оформляющих мелкую аварию водителей сносит другая машина) и разгрузит столичные дороги примерно в два раза.
Вопрос «вторичных» ДТП стоит перед российскими властями уже не первый год. По оценкам экспертного центра «Пробок.нет», только в столице за год в подобных авариях гибнут до полусотни человек. Всего по России, как утверждают в организации, во «вторичных» ДТП ежегодно умирают около 1 000 водителей и пассажиров.
Последний такой громкий инцидент случился в Москве в начале апреля. На Ленинградском проспекте такси попало в ДТП, водитель вышел осмотреть машину и был насмерть сбит другим такси.
Сейчас при возникновении аварии водитель обязан оставаться на проезжей части до тех пор, пока не будет оформлен протокол ДТП — с помощью ГИБДД или самостоятельно. В противном случае ему грозит лишение прав до полутора лет или административный арест на 15 суток.
В Дептрансе не говорят о датах начала эксперимента. По словам руководителя ведомства заммэра Москвы Максима Ликсутова, конкретные детали пока обсуждаются с ГИБДД и другими заинтересованными сторонами.
Издание «Коммерсантъ» со ссылкой на протокол заседания правительственной комиссии по безопасности дорожного движения утверждает, что профильные ведомства должны проработать концепцию, технические и правовые аспекты пилотного проекта до 1 июля.
В департаменте транспорта отмечают, что результаты эксперимента лягут в основу возможных изменений в правила дорожного движения. При этом как его реализуют на практике, сказать сложно. В общих чертах можно предположить, что алгоритм для водителя будет следующим:
Попали в мелкое ДТП
▼
Обсудили детали аварии с другим участником
▼
Переставили машину в безопасное место
▼
Оформили ДТП по европротоколу
▼
Запросили данные с камер в ЦОДД
▼
Передали записи страховой компании
Вице-премьер Российской Федерации и глава правительственной комиссии по безопасности дорожного движения Марат Хуснуллин назвал планируемый проект «хорошим предложением, которое может позволить снизить смертность на дорогах и сократить заторы на них».
Один из инициаторов эксперимента, руководитель проекта «Пробок.нет» Александр Шумский, считает, что такой проект был давно нужен, так как сейчас «люди натурально гибнут за металл»:
«Этот эксперимент — результат многолетней аналитической работы. Мы и ЦОДД Москвы анализировали записи ДТП. Пришли к выводу, что после аварии надо немедленно покинуть проезжую часть. После аварии люди в стрессе, начинают звонить близким, в страховые… Как ошпаренные выбегают из авто и попадают под колеса. Моей одноклассницы два года назад не стало в подобной аварии. Люди оформляли царапину бампера, цена ремонта 10 000 руб. В них въехала машина. Два молодых человека погибли на ровном месте. Так быть не должно».
Александр Шумский, руководитель экспертного центра «Пробок.нет»
Однако глава рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» и координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов полагает, что проведение эксперимента невозможно без четкой юридической базы:
«Допустим, водитель оформил аварию в рамках „пилота“, оставив место ДТП. И страховая компания ему отказывает в выплате возмещения, ссылаясь на нарушение правил. На что водитель будет опираться?»
Петр Шкуматов, глава рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» и координатор движения «Синие ведерки»
Президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин отмечает, что в ПДД уже сейчас содержится возможность покидать проезжую часть, если при аварии пострадало только имущество и машины создают препятствие другим автомобилистам (пункт 2.6.1):
«Беда в том, что эта норма вообще не работает. Я крайне редко вижу, чтобы после мелкой аварии люди разбирались на обочине. В свое время сотрудники ГИБДД нас приучили, что если отъехал даже на пять метров — это оставление места ДТП. Нужно не вводить новые дублирующие нормы, а приучать водителей не бояться поставить машину на обочину — при условии, что страховые компании перестанут „цепляться“ к водителям».
Виктор Травин, президент коллегии правовой защиты автовладельцев
Адвокат Сергей Радько полагает, что для введения подобной практики и тем более распространения ее на всю страну необходимы изменения еще и в страховом законодательстве:
«Страховые часто отказывают пострадавшим, мотивируя это сомнительностью заявленных обстоятельств происшествия. Отъезжая с места ДТП, водитель должен быть уверен не только в наличии камер на данном участке, но и в их работоспособности. Возможно, необходимо приложение, которое в онлайне отследит наличие камер и их работу, что гарантирует отсутствие претензий от страховщика».
Сергей Радько, адвокат
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его