При выборе страховой компании россияне часто прибегают к народным рейтингам на базе клиентских отзывов. Но далеко не все смотрят на кредитные рейтинги и рейтинги финансовой надежности. Для чего нужны последние и что они могут рассказать о компании — в материале Mafin Media.
Для человека без высшего экономического образования формулировка «агентство Standard & Poor’s подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг страховщика на уровне „BBB+“ со стабильным прогнозом» прозвучит по меньшей мере туманно. Но на самом деле разобраться не так сложно.
Эта оценка международного рейтингового агентства говорит о достаточной способности компании выполнять свои финансовые обязательства.
Рейтинг также указывает на более высокую чувствительность к воздействию неблагоприятных перемен в коммерческих, финансовых и экономических условиях.
А стабильный прогноз предрекает отсутствие предпосылок к пересмотру рейтинга в ближайшее время. Проще говоря — с компанией все стабильно.
Рейтинг — оценка риска размещения средств в банке или покупки полиса у страховой компании.
Эта информация может быть полезна потенциальным клиентам: рейтинг авторитетного агентства может указать на некоторые финансовые проблемы, на надежность перестраховочной защиты и на выполнение или невыполнение требований по покрытию резервов и собственных средств.
Но стоит помнить, что для клиента рейтинг — не панацея при выборе страховщика. Ни один аналитик не предскажет стопроцентную вероятность возникновения финансовых трудностей в течение конкретного периода и не даст гарантию, что страховщик не откажет в выплате.
Даже при наличии высокого рейтинга страхователю может не понравиться сервис компании: клиентоориентированность не входит в фокус внимания рейтинговых агентств.
Самой компании рейтинги необходимы, чтобы участвовать в тендерах, расширять круг инвесторов и выходить на новые рынки.
Экспертные рейтинги, представляющие комплексную оценку международными или национальными рейтинговыми агентствами — Fitch Ratings, Standard & Poor’s, Moody’s, «Эксперт РА», Национальным рейтинговым агентством (НРА), Аналитическим кредитным рейтинговым агентством (АКРА), — не имеют общей методологии, но сопоставимы друг с другом.
Кредитный рейтинг, рейтинг финансовой надежности (устойчивости) страховщика, — это индикаторы, указывающие на финансовое положение компании. Высокий рейтинг означает, что страховщик выполняет свои обязательства перед клиентом и ему можно доверять, низкий — сообщает о проблемах, например, о риске банкротства и отзыва лицензии.
Некредитный рейтинг представляет собой субъективное мнение агентства о стабильности компании и об управлении инвестиционным процессом. Отличие этого рейтинга от кредитного в том, что он не связан с оценкой способности эмитента исполнять принятые на себя финансовые обязательства. Здесь оценивается рыночная позиция, корпоративное управление, управление рисками, качество менеджмента.
Наряду с экспертными рейтингами в сети можно встретить различные рэнкинги страховых компаний: «рейтинг народного доверия», «рейтинг доступности страхового возмещения», «рейтинг лояльности правил страхования» и даже «судебный рейтинг» — он оценивает количество судебных тяжб на один заявленный страховой случай.
Существует около 100 международных и национальных агентств.
Процедура рейтингового процесса бывает запрошенной и незапрошенной. В первом случае сама компания заключает договор с агентством и представляет необходимые данные: финансовую отчетность, данные о стратегии и управлении.
Критерии оценки, которыми пользуются рейтинговые агентства в работе, не ограничиваются двумя-тремя показателями. Комплексный анализ затрагивает величину и рентабельность активов, состав и репутацию собственников, ликвидность инвестиционного портфеля и диверсификацию страхового портфеля, его убыточность, а также выполнение требований по покрытию резервов и собственных средств и другие показатели.
Наиболее влиятельные международные рейтинговые агентства — Fitch Ratings, Standard & Poor’s (S&P), Moody’s.
Несколько российских страховщиков имеют рейтинги от международных агентств. При этом рейтинг по международной шкале не может быть выше суверенного (рейтинги России по состоянию на 4 марта 2022 года — «В»/«ССС-»/«B3» соответственно).
В силу ограничения о страновом потолке у международных агентств в России возникла потребность в создании национальных рейтинговых агентств, чтобы присваивать компаниям рейтинги выше суверенного рейтинга страны.
Так появились национальные рейтинговые агентства: «Эксперт РА», Национальное рейтинговое агентство, Национальные Кредитные Рейтинги (НКР), АКРА, «Рус-Рейтинг» и «Анализ, Консультации и Маркетинг» (АК&М).
Безусловно, рейтинговые шкалы национальных агентств различаются как между собой, так и с международными агентствами. При этом их уровни в некоторой степени сопоставимы.
Высшая оценка — рейтинг на уровне «ААА» — присваивается страховщикам с высоким уровнем финансовой устойчивости и вероятностью исполнения финансовых обязательств. У каждой из групп рейтингов есть подуровни, например «АА+», «Aa1», «А» — все это разные оценки. Рейтинги на этих уровнях («А...») относятся к инвестиционной категории и означают умеренный риск, но все еще сильные показатели и факторы защиты.
Рейтинги ниже уровня «ВВВ» относят к спекулятивным. Это означает, что компании с рейтингом внутри группы «B» обладают степенью надежности от средней до низкой, с определенной степенью чувствительности к внешним изменениям.
К группе «С» причисляются компании низкого рейтинга, а рейтинговый уровень «D» почти у всех агентств означает неспособность компании выполнять свои обязательства (банкротство и дефолт).
Прогноз по рейтингу, «стабильный», «негативный», «позитивный», — показатель вероятности пересмотра рейтинга в среднесрочной перспективе.
Кроме того, рейтинговые агентства оценивают компании по национальной и международной шкале. В национальной шкале рейтингов для российских компаний используется приставка «ru» или обозначение (rus).
Каждое агентство оценивает компании в соответствии со своей методологией, которая до конца не раскрывается, и собственной шкалой. Именно поэтому для корректного сопоставления рейтингов следует обращаться к опубликованным документам на сайте конкретного агентства.