Сферы применения телемедицины активно расширяются вслед за развитием цифровых технологий. В этой статье Mafin Media рассказывает, что такое телемедицина, как устроена удаленная консультация с врачом и почему это удобно.
Дистанционные медицинские консультации давно вошли в жизнь современного человека. А сам термин существует с 1970 года и буквально означает «лечение на расстоянии».
Проще говоря, во время телемедицинских консультаций врач общается с пациентами не лично на приеме, а по видеосвязи, через мессенджеры, email и веб-приложения.
Переход от аналоговых средств связи к цифровым устройствам вызвал широкий интерес медработников к возможности применения телемедицины взамен традиционной очной консультации и позволил организациям здравоохранения планировать и внедрять новые и более эффективные способы оказания помощи.
Но настоящую популярность и повсеместное применение дистанционные практики получили со всплеском заболеваемости коронавирусом. Системы здравоохранения во всем мире столкнулись с небывалой нагрузкой, и на помощь в условиях всеобщего карантина пришли телеконсультации.
- Пожалуй, главное преимущество телемедицины в том, что она преодолевает географические барьеры, — если болезнь дала о себе знать внезапно, за рубежом, в командировке или пациент находится далеко от центра, где ему могут оказать квалифицированную помощь.
- Телемедицина расширяет доступ к медицинской помощи. Проконсультироваться можно с несколькими специалистами сразу, как по результатам уже проведенного исследования, так и при первичном проявлении недуга.
- Включает использование различных видов коммуникационных технологий.
- Снижается риск распространения инфекций.
- Дает возможность постоянного контроля при хронических болезнях.
- Чаще всего постановка диагноза требует сбора анализов и некоторых обследований, которые невозможно сделать дистанционно.
- В развивающихся странах препятствиями для телемедицины в первую очередь считаются ресурсные проблемы, например высокая стоимость, неразвитость инфраструктуры.
- В развитых странах в числе препятствий чаще называют правовые вопросы, связанные с защитой частной жизни и конфиденциальности пациентов.
Области применения телемедицины можно разделить на два основных типа в зависимости от сроков передачи информации и взаимодействия участников процесса:
- Непосредственно общение специалиста и пациента в режиме реального времени. Врач может провести первичную консультацию для сбора анамнеза, скорректировать схему лечения, оценить эффективность выбранного лечения, дать рекомендации, особенно если это узкопрофильный специалист, рассказать о необходимых анализах.
- Асинхронная телемедицина — в этом случае пациент и доктор обмениваются предварительно записанными данными. Например, если пациент или медицинский работник отправляет врачу-эксперту по email описание медицинского случая, после чего врач отправляет обратно по электронной почте свое заключение о диагнозе и рекомендуемое оптимальное лечение.
Дистанционное лечение в России законно. С 1 января 2018 года вступили в силу поправки в закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в которых было дано юридическое определение термина «телемедицина» и обозначены границы ее применения.
Отдельное регулирование телемедицинские технологии получили в приказе Минздрава от 30.11.2017 № 965н. Там прописаны все нормы и правила оказания медицинской помощи онлайн.
Чтобы проводить удаленные консультации, врачу не требуется специальная лицензия.
Сходить онлайн можно почти к любому врачу. Однако есть специалисты, которые активнее других применяют метод телемедицины в своей практике, например психотерапевты.
Кроме этого направления удаленно можно попасть на прием:
- к терапевту;
- эндокринологу;
- кардиологу;
- реабилитологу;
- аллергологу;
- хирургу;
- гинекологу;
- неврологу;
- гастроэнтерологу.