• Mafin
  • Mafin Media
  • Разборы
  • Как будет работать ГОСТ для алкозамков
Как будет работать ГОСТ для алкозамков

ГОСТ для алкозамков: разработка лоббистов или панацея от пьяных ДТП

5 мая 2022

Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» разработал проект ГОСТа для автомобильных алкозамков. Mafin Media рассказывает, что это за документ, каким образом пьяным водителям будут мешать сесть за руль и каковы перспективы применения этого стандарта.

Что случилось

Издание «Коммерсантъ» обратило внимание на опубликованный ФГУП «НАМИ» проект нового национального стандарта под названием «Автотранспортные средства. Системы контроля состояния водителя. Общие технические требования». В этом документе описываются критерии и особенности использования так называемых алкозамков — устройств, с помощью которых блокируется возможность управлять авто при опьянении.

Как говорится в пояснительной записке к проекту ГОСТа, с которой ознакомился Mafin Media, цель разработки документа — определить общие технические требования к «составу, функциональности, безопасности, алгоритмам и (режимам) работы системы контроля состояния водителя», которая позволит пресекать управление авто людьми в нетрезвом виде и тем самым, по мнению авторов стандарта, снизит количество пьяных ДТП.

Как это будет работать

Водитель должен будет при помощи камеры сначала пройти проверку личности, а затем подуть в алкометр. В документе отдельно отмечается, что система с помощью камеры и датчиков должна уметь контролировать процесс прохождения теста, чтобы избежать возможных уловок — например, если пьяный водитель вместо себя попросит подышать в трубку трезвого пассажира.

Оформить страховку КАСКО

«Продувка» может быть как контактной, так и бесконтактной, при этом в первом случае «для соблюдения санитарно-гигиенических норм» должны применяться индивидуальные сменные мундштуки. Минимальный объем выдыхаемого воздуха одной пробы составит 1,2 л, а на проверку будет уходить не более 15 секунд. В то же время запуск прибора после старта двигателя авто должен занимать не более трех минут.

С помощью «бортовых средств коммуникации» встроенная в алкозамок «мониторинговая система» сможет передавать данные «внешним потребителям» — например, инспекторам ГИБДД. Если водитель заглушил мотор, у него есть пять минут, в течение которых повторная проверка выдоха не проводится. Важная деталь: если водитель не пройдет тест, алкозамок будет препятствовать началу движения автомобиля, а не блокировать запуск двигателя. При этом для «экстренных ситуаций» в ГОСТе учтена возможность дистанционно отключить алкоблокиратор.

Алгоритм работы системы контроля из проекта нацстандарта, разработанного НАМИ. Изображение в большем разрешении можно посмотреть по ссылке.

Для чего и кого это нужно

Алкозамки активно применяются в странах ЕС и США — в первую очередь для контроля тех, кто уже был пойман на пьяном вождении. Кроме того, во многих странах подобное оборудование устанавливают на транспортные средства, занимающиеся пассажирскими и грузовыми перевозками. Например, во Франции алкозамками оборудованы почти все виды общественного транспорта — от такси до междугородних автобусов.

В России тему полномасштабного использования алкоблокираторов в последние несколько лет активно развивает Минпромторг. В 2020 году ведомство собиралось разработать концепцию массового внедрения устройств для всех производимых в стране и ввозимых автомобилей. Спустя год в Минпромторге заявили, что совместно с ГИБДД рассматривают варианты устанавливать алкозамки на машины тех, кто был наказан за вождение в нетрезвом виде. В июле 2021-го Минпромторг заключил контракт с НАМИ — институт должен был проанализировать зарубежный опыт применения алкоблокираторов и подготовить предложения по их стандартизации.

Частично в проекте ГОСТа уже обозначена область применения. Так, системы могут устанавливаться в качестве штатного или дополнительного оборудования на легковые, грузовые авто и автобусы, используемые для коммерческих перевозок пассажиров и грузов. Также национальный стандарт для алкозамков сможет применяться в случае принудительной установки систем на автомобили наказанных за пьяную езду водителей. Когда проект может быть принят, пока неизвестно, но публичное обсуждение документа продлится до 6 июня.

Что об этом думают эксперты

Вице-президент Национального автомобильного союза и член Общественного совета при ГУ МВД России по Москве Антон Шапарин в беседе с Mafin Media отметил, что пока речь о реальном применении алкозамков не идет. По его словам, для того чтобы эти устройства стали частью законодательства, необходимо не только принять ГОСТ, но и внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, ПДД и другие нормативные акты. Кроме того, Шапарин назвал документ НАМИ «исключительно лоббистской историей».

«Сам проект ГОСТа написан так, что создает вполне конкретные преимущества для вполне конкретных, понятных компаний. Поэтому не надо воспринимать его как правовой документ. Эти компании уже пытались построить под себя законодательство. Теперь они снова решили это сделать с помощью создания стандарта. 

Основной рынок, на который рассчитывают люди, лоббирующие алкозамки, — это каршеринг и такси. Потому что в частный транспорт люди подобное устанавливать не будут, так как это непропорционально дорого».

Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза

Похожей позиции придерживается президент Московского транспортного союза Юрий Свешников. В разговоре с газетой «Коммерсантъ» он заявил, что целесообразность установки алкозамков должна быть подкреплена исследованиями и статистическими данными об их эффективности, а не основана на мнении и интересах отдельных чиновников.

«У нас часто решения принимаются исходя из интересов производителей различных „коробочек“ — тахографов, алкозамков и так далее, — а не из реальной необходимости их ставить. Кроме того, непонятно, кто будет платить за установку, обслуживание и поверку алкозамков. Передача фото и видео по мобильной связи тратит большое количество трафика, который тоже стоит денег».

Юрий Свешников, президент Московского транспортного союза

По словам Свешникова, в последние месяцы перевозчики пытаются всячески снизить затраты на фоне роста стоимости запчастей и лизинга техники. Как добавляет Шапарин, в случае с принятием стандарта по алкозамкам «ни о какой безопасности дорожного движения речь не идет и идти не может».

«Обойти алкозамки достаточно легко, это вообще не проблема. Более того, людей, которые пьют за рулем, чаще всего не беспокоит даже возможная уголовная ответственность. Соответственно, их не будет беспокоить и наличие или отсутствие ответственности за неустановку алкозамка. Эта история абсолютно понятная, с безопасностью никак не связанная. И готовиться к ней я бы, откровенно говоря, не стал. 

Я надеюсь, что сила негативного общественного обсуждения позволит сбить еще на подлете эту запускающую руку в карман россиян инициативу».

Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза

#Авто
#Право

Подберите самые выгодные условия по КАСКО

Введите номер авто — данные заполнятся автоматически

или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его

Актуальное

Что такое Mafin?Контакты
Mafin Media
8 800 555 1 555
© 2023 Mafin — информационный сервис ООО "Эл Си Системс" (ОГРН 1157746012126, ИНН 7730004900, юр. адрес: 121087, Город Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Филевский парк, ул Барклая, д. 6, стр. 3. Содействие в подборе страховых услуг и технологическая платформа предоставляются ООО "АбсолютТех" (ОГРН 1187746813528, ИНН 7725497400, г. Москва, улица Ленинская Слобода, дом 19, строение 6, 4 этаж, комната 76). Mafin использует файлы cookies с целью повышения удобства пользования сайтом. Подробнее об условиях использования