ко всем статьямКо всем статьям

Трехцветные, квадратные, интерактивные: как меняются дорожные светофоры

Первый предшественник современного светофора был установлен более 100 лет назад — 5 августа. Появился этот регулировщик в американском городе Кливленде, штат Огайо. За свою вековую «дорожную службу» устройства изменились не только внешне: светодиоды превратили их в экраны с анимированным контентом, а современные технологии трансформировали светофоры в компьютеры, объединенные одной сетью. Какие модернизированные светофоры используются на дорогах России и что они умеют — в материале Mafin Media.

Черный квадрат

Экспериментальные светофоры — частое явление для столичных дорог. Этой зимой на нескольких улицах в Москве заработали новые светофоры с квадратными секциями. Такой дизайн позволяет выводить различную полезную информацию на RGB-панели (с гладким смешением цветов) и оперативно заменять модули без демонтажа самого изделия.

Конструкция светофора позволяет адаптировать его под любые условия эксплуатации, например показывать водителям любое другое изображение в секции.

Сам сигнал на них остался круглым, но возможности возможности изменилисьись: например, светофор может разрешить одновременное движение пешеходов и транспорта на поворотах.

Это первые в России светофоры с технологией Plug and Play — регулировщики оснащены экологическими датчиками измерения уровня загрязнения воздуха, дорожными камерами и различными индикаторами для мониторинга безопасности городской среды.

Подобные квадратные дорожные светофоры уже давно используют в разных странах: в США (Шелтон, штат Коннектикут) водителям светят квадратные секции, висящие над дорогой, а в Амстердаме квадратные светофоры установлены специально для велосипедистов.

Увидеть такие светофоры пока можно в Москве — на 1-й Тверской-Ямской улице, улицах Тестовской, Сергея Макеева, З. и А. Космодемьянских — и в Зеленограде на Центральном проспекте.

Подсветка на опору

С 2017 года в Москве установили больше 50 инновационных светофоров, транслирующих сигнал на опоры. Эта технология призвана снизить количество нарушений правил дорожного движения: дать водителю дополнительное время, чтобы отреагировать на переключение сигналов светофора, особенно в темное время суток или непогоду. Пешеходный переход с такой «гирляндой» сложно не заметить: вся опора повторяет красные и зеленые цвета сигналов на светофоре.

сфетофор гусь

🦢 Кстати, такие Г-образные консоли, где на стойку устанавливают светофоры или дорожные знаки прямо над дорогой, получили название «гусь».

Дорожники перед началом тестирования опасались за слишком яркую подсветку. Чтобы исключить эти сомнения, на полигоне МАДИ были проведены испытания, которые показали, что такая иллюминация работает и даже помогает водителям. Перед их массовой установкой экспериментальные модели проверили еще и на некоторых перекрестках.

Подобные светофоры хорошо зарекомендовали себя в ряде стран. Так, согласно исследованиям, проводимым в США, Австралии, странах Европы и Ближнего Востока, где действует аналогичная система подсветки светофоров, количество ДТП на перекрестках снизилось в среднем на 40%.

Солнце в кармане

И снова московский регион, на этот раз район Некрасовки. Именно здесь в 2017 году появился первый в городе так называемый солнечный светофор: электроэнергию для работы он получает от ветра и солнца.

Подобные светофоры планировалось установить на удаленных участках дорог с низкой плотностью электросетей. Ведь «солнечный» светофор полностью автономен. Аккумулятор заряжается даже в пасмурную погоду и зимой.

Умные светофоры

Такой мегаполис, как Москва, предполагает использование умных систем в дорожной инфраструктуре. И светофоры не стали исключением. Они умеют синхронизироваться с соседними светофорами, работать по заложенной в них программе отдельно от других светофорных объектов, самостоятельно определять дорожную ситуацию и адаптироваться к ней. Например, определять, сколько перед ними по каким направлениям стоит автомобилей.

Всего в столице работают больше 40 000 светофоров, из них 2 500 — умные регулировщики.

умный светофор

Регулировать движение может не только специальная программа, но и сами пешеходы. Системы вызывных светофоров не так давно появились на столичных улицах. Работают регулировщики «по кнопке»: разрешающий сигнал пешеходного светофора загорается только после того, как пешеход нажмет соответствующую кнопку.

Белый шагающий человечек

Сегодня в Москве больше 100 светофоров работают с новой секцией. В целом они не отличаются от старых: состоят из трех цветов в квадратных секциях и нижнего дополнительного сектора.

На последнем периодически появляется изображение белого шагающего человечка и стрелки поворота. Означает этот сигнал, что пешеходы и некоторые водители на перекрестке могут двигаться одновременно (совмещенная фаза) — если не мешают друг другу. То есть водитель при повороте направо, увидев секцию с изображением пешехода и стрелкой поворота, должен уступить дорогу пешеходу и тогда может продолжить движение.

Суть этой бонусной секции в том, что движение на перекрестке становится динамичнее, что особенно разгружает поток в часы пик. Подобная практика уже давно успешно реализуется во многих европейских странах и российских городах.

В Москве светофоры с совмещенной фазой установлены на перекрестках:

  • Тверская Застава — 1-я Брестская
  • Бутырский вал — 1-я Тверская-Ямская
  • Яблочкова — Руставели
  • Авиаторов — Щорса
  • Проспект Мира — Бориса Галушкина
  • Большой Кондратьевский переулок — Грузинский Вал

Светофорное будущее

Интерактивный экран светофора совсем недавно перестал быть футуристической концепцией: на международной промышленной выставке «Иннопром-2021» был представлен проект принципиально нового светофора.

Дизайнеры переосмыслили привычный светофор и решили отказаться от традиционной трехсекционной схемы и ограничиться прямоугольным экраном, на котором будет отображаться вся необходимая информация. Статичные сигналы тоже убрали — их заменит анимация.

умный светофор

© ООО «Студия Артемия Лебедева», artlebedev.ru

Новый светофор позволяет уместить сигналы, которые нужны для регулирования потока машин по разным направлениям. То есть использовать такой светофор можно будет и в качестве интерактивного дорожного знака.

Его технические особенности, а именно обособленный блок питания и управления, позволят подключать к светофору дополнительные модули. За счет этого предусмотрена возможность установить датчики мониторинга шума и содержания СО₂ в воздухе и передатчики Wi-Fi.

Анна Смирнова
Редактор
Подписывайтесь на Telegram-канал Mafin Media и не упускайте новых знаний и возможностей!
Вам может быть интересно