В конце июля стало известно, что Минздрав совместно с МВД готовит законопроект, который позволит ведомствам обмениваться информацией о состоянии здоровья водителей. Mafin Media рассказывает, в чем суть поправок и чем это может грозить некоторым автомобилистам.
Минздрав и МВД готовят пакет поправок в федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Планируется создать новую федеральную информационную систему, где будут храниться электронные медицинские справки, необходимые для обмена и получения водительских удостоверений. На самом деле законопроект был разработан еще в 2019 году, но проходил доработку и был представлен к обсуждению только в конце июля. Суть документа в том, чтобы МВД могло оперативно получать информацию о здоровье автомобилистов.
Чиновники поясняют: если работа водителя не связана с профессиональными перевозками, он фактически проходит медосмотр раз в 10 лет — при смене водительских прав. При этом за такой длительный срок у автомобилиста может развиться заболевание, которое запрещает ему садиться за руль (например, сильно ухудшившееся зрение). Но чисто формально он сможет водить до тех пор, пока не истечет срок действия его удостоверения. В МВД и Минздраве намерены изменить подобную практику, так как уверены, что она серьезно угрожает безопасности дорожного движения и жизням людей.
В пояснительной записке к проекту говорится, что за последние три с половиной года ГИБДД на основании судебных решений аннулировала по состоянию здоровья больше 16 000 водительских прав. Причем речь про тех, кто, по большому счету, «попался» случайно — например, после ДТП или прямого запроса данных о водителе у Минздрава.
Да. Если водитель придет к врачу и у него диагностируют заболевание, при котором вождение запрещено или должно быть ограничено, автомобилиста направят на внеочередное медосвидетельствование (в частном или государственном учреждении), а действие его водительских прав будет приостановлено. Управление авто после этого, напоминают авторы документа, будет наказываться по статье 12.7 КоАП штрафом от 5 000 до 15 000 руб.
Если заболевание не подтвердится, ГИБДД вернет удостоверение. Но если комиссия выявит определенные ограничения, водителю придется менять права — чтобы в них сделали пометки о заболевании (например, плохом зрении или проблемах с вестибулярным аппаратом). При абсолютном противопоказании к вождению права аннулируют окончательно. Полный список болезней, ограничивающих или запрещающих управление авто, закреплен в постановлении правительства № 1604.
Директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев в интервью RT заявил, что единую базу МВД и Минздрава необходимо было сделать «уже давно». Однако, по его словам, приостанавливать действие прав необходимо только после постановки и перепроверки диагноза:
«Правильнее было бы сделать так: если врач обнаруживает болезнь, он направляет человека на обследование, дает подтверждение — и только после этого вносят в базу ГИБДД. А никак не до этого».
Сергей Канаев
директор Национального общественного центра безопасности движения
Между тем вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин в беседе с «Коммерсантом» выразил мнение, что должного результата поправки не принесут из-за «подарочных практик» в системе здравоохранения:
«В России нормальной практикой являются подарки в школах и больницах. Врачи, которые недофинансируются уже много лет, с этим законопроектом получат чудесный инструмент, чтоб диспропорцию в зарплатах компенсировать. Бить нужно не по водителям, которых теперь будут гораздо чаще признавать слепыми и наркоманами, а по системе клиник, торгующих медицинскими справками».
Антон Шапарин
вице-президент Национального автомобильного союза
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его