Новый ГОСТ с требованиями к дорожным камерам разработали в структурах Министерства внутренних дел Российской Федерации. Mafin Media рассказывает, что это за документ, какие критерии в нем будут прописаны и почему модернизированный национальный стандарт сильно осложнит жизнь большинству представителей отрасли.
Как сообщает газета «Коммерсантъ», Научный центр безопасности дорожного движения МВД подготовил новый ГОСТ с требованиями, предъявляемыми к работе дорожных комплексов фото- и видеофиксации. По данным издания, документ уже прошел общественное обсуждение.
Действующий национальный стандарт — ГОСТ Р 57144 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования» — принят в июне 2017 года. Однако его нормы носят лишь рекомендательный характер.
Новый ГОСТ, в отличие от предыдущего документа, после утверждения станет обязательным к соблюдению для всех представителей отрасли. Между тем требования к снимкам с фиксацией нарушений ПДД и доказательной базе для штрафов ГИБДД в готовящемся документе будут гораздо строже.
В разработанном МВД стандарте подробно прописан 21 состав правонарушения, который должны регистрировать комплексы фотовидеофиксации. В частности, регламентирован набор материалов и данных, необходимых для того, чтобы инспектор ГИБДД на их основе выписал административный штраф. Сейчас такие требования не детализированы.
Так, в нынешней практике факт превышения скорости в административном постановлении подкрепляется двумя фотографиями: обзорным снимком автомобиля и крупным снимком его номера. В новом ГОСТе четко указано, что фотофиксация нарушения должна быть достаточно высокого разрешения, чтобы распознать категорию транспортного средства и «дорожную инфраструктуру» (знаки, разметку и т. д.).
Если комплекс регистрирует грубые нарушения, за которые при остановке инспектором обычно можно лишиться прав — например, выезд на «выделенку», дорогу с односторонним движением или проезд под «кирпич», — то на снимке по новому регламенту должен быть виден и знак, требования которого нарушил водитель.
В том случае, когда по объективным причинам нельзя получить единый кадр с автомобилем и знаком, камера сможет с интервалом не более чем в пять минут сделать два снимка. Нарушения на перекрестках комплексы фотовидеофиксации будут регистрировать с помощью как минимум четырех снимков — согласно ГОСТу, у специалистов должна быть возможность четко установить, что машина проехала на запрещающий сигнал светофора.
Если водитель не уступил дорогу пешеходу, на одной фотографии должна быть видна приближающаяся машина и человек на «зебре», на второй — автомобиль и пешеход одновременно на переходе. В этом случае потребуется и видеозапись, подтверждающая, что пешеход из-за действий водителя вынужден был изменить траекторию движения или остановиться.
Кроме того, работу дорожных камер должны будут синхронизировать со знаками «переменной информации» — цифровыми указателями или табло. Даже временное ограничение обяжут дублировать постоянным знаком, а нарушение в зоне действия электронного знака или табло (например, превышение скорости) должно будет подтверждаться указателем на снимке.
Еще одно серьезное нововведение — обязательная функция контроля «внутренних параметров», влияющих на корректность работы фотовидеокомплекса. Речь про то, что программное обеспечение системы должно уметь определять различные погодные условия — например, ливень, шквалистый ветер или туман — и подстраиваться под них, исключая или помечая искаженные кадры. Помимо этого софт должен уметь различать и считывать перевернутые номерные знаки.
В Ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «ОКО» считают, что в проекте заложено «заведомо избыточное требование к фотоматериалам», в частности обязательное наличие не менее четырех цветных фотографий по ряду правонарушений. Как утверждают в организации, большая часть комплексов, применяемых в России, не располагает возможностью делать цветные снимки.
В случае принятия нового национального стандарта, отмечают в «ОКО», значительная часть комплексов не будет допущена к эксплуатации. Замена черно-белых камер цветными займет «немало времени», при этом деньги на закупку и установку модернизированных дорожных комплексов придется тратить из региональных бюджетов.
Эксперт по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман, который участвовал в разработке и обсуждении нового ГОСТа, полагает, что введение обязательных требований не защитит водителей от ошибочных штрафов и несовершенств существующей системы дорожных комплексов.
«Перечень материалов фиксации будет нормирован, но что с ними надо делать, никто толком не понимает», — утверждает Шухман. К примеру, по фотографии в лучшем разрешении инспектор все равно не сможет определить, что сама скорость могла быть определена ошибочно.
С ним согласен автоэксперт Вячеслав Субботин. В беседе с изданием Lenta.ru специалист заявил, что принятие нового ГОСТа не поможет снизить количество ошибочно выписываемых водителям штрафов. По его словам, из инструмента по контролю и сокращению количества ДТП дорожные камеры превратились в инструмент бизнеса.
«Ничего не поменяется, как они присылали ложные штрафы, так и будут присылать. Кто их будет проверять? У человека, который их подписывает, на принятие решения есть несколько секунд. Конечно, он просто пачку берет, все подписывает, и постановление о штрафе пошло дальше».
Вячеслав Субботин, автоэксперт
Противоположной позиции придерживается автоюрист Дмитрий Славнов. Эксперт считает, что, несмотря на несовершенство существующего алгоритма, система постоянно дорабатывается, что в конечном счете приносит результат и улучшает безопасность на дорогах.
«Мы с вами знаем, что и на перевозимую машину на эвакуаторе приходил штраф, и за тень приходил штраф, но с каждым днем, с каждым годом это все приходит к общему знаменателю и дорабатывается. И это все несомненнейший плюс.
Нарушили — будьте добры оплатить штраф, потому что нарушением вы подвергаете опасности всех остальных автовладельцев. Сколько аварий, когда вы не соблюдаете правила дорожной разметки и знаков, — сотни! Все правила написаны кровью».
Дмитрий Славнов, автоюрист
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его