В далеком прошлом такого понятия, как госномер, просто не существовало. Но автомобилизация внесла коррективы в практику визуальной регистрации транспортных средств. И в начале прошлого века появились первые стандартизированные номерные знаки: они представляли собой жестяную табличку. Теперь их наличие обязательно, за отсутствие номерных знаков автовладельцу грозит штраф, а номер с «красивой» комбинацией букв и цифр вскоре можно будет легально зарезервировать. Как менялись автомобильные номера в России — в разборе Mafin Media.
До принятия в СССР декрета «О номерных знаках» в 1920 году у каждого города был свой формат номеров. Цвет, фон и размер табличек варьировались от территории эксплуатации и менялись год от года. На номера наносили регистрационный номер, состоящий только из цифр, и другую информацию, требуемую местными властями.
Первые номерные знаки на автомобилях мало отличались от велосипедных (да-да, каждый велосипедист тех времен обязан был иметь на своем «транспорте» номер): они были просто увеличены в 5–8 раз.
Точки фиксации на таких номерах не были предусмотрены: автовладельцы сами просверливали дырки и подвешивали таблички на машины за веревки.
Декрет «О номерных знаках» предписывал каждому авто два печатных номера. Передний необходимо было прикрепить на левое крыло, а задний — на кузове или специальной стойке. В номерных знаках использовались 4—5 цифр.
Стандартизация продолжилась в 1927 году, когда с введением «Правил всесоюзного учета автомобилей и мотоциклов» были прописаны параметры номерного знака: его форма, размеры, цвет расположение и высота цифр.
Кстати, первая в истории России попытка ввести учет транспортных средств была предпринята в XIX веке. Каждый конный экипаж и кучер вместе с ним должны были иметь регистрационный номер в виде жетона, который действовал в течение года. Таким образом городские власти решали проблему уклонения от уплаты налогов частными предпринимателями — извозчиками.
К началу 1930-х годов был разработан и принят единый стандарт номерных знаков для автомобилей и мотоциклов. Главная цель принятой нормы заключалась в полном учете авто- и мототехники по всей стране. К цифрам на номере добавились буквы. На белый фон наносились четыре арабские цифры и одна буква. Но такой стандарт просуществовал недолго, и всего через пару лет появились номера с названием региона выдачи.
В 1936 году вступает в силу «Положение о Государственной автомобильной инспекции (ГАИ) Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». С этого момента и по сегодняшний день постановкой транспортных средств на учет занимается ГАИ (ныне ГИБДД). В этом же году вводится новый стандарт номерных знаков: на черный фон наносятся белые символы — две буквы (обозначение региона) и две пары цифр через черточку. Московские номера начинались с буквы «М», номера ГССР, например, начинались с букв «ГА».
После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, гражданские номерные знаки снова поменяли цвет: черные символы стали наноситься на желтый фон. В остальном принципиальных изменений не последовало. Буквы стали меньше цифр, и их расположение изменилось и на переднем, и на заднем знаках. Спереди буквы расположились в левом верхнем углу, а на заднем номере — посередине верхней строки. Этот тип регистрационных знаков просуществовал в СССР до конца 1950-х годов.
Такая радикальная «цветная» реформа потребовалась из-за того, что в военные годы многие регистрационные знаки были утеряны, а автопарк страны стремительно пополнялся. Возможные комбинации из двух букв и четырех цифр на номерах быстро исчерпались.
Следующая модификация номеров произошла в 1959 году. На номерных знаках вновь появились белые буквы и цифры на черном фоне. Причем количество букв увеличилось до трех и они, как и прежде, отражали «прописку» автомобиля. Расшифровывать регион стало проще: у Москвы номера начинались на МО (МОА, МОБ, МОВ...), в Ленинграде — на ЛЕ (ЛЕА, ЛЕБ...). Такие номера выдавали вплоть до 1981 года.
Еще одна смена стандарта произошла после московской Олимпиады 1980 года. В то лето на улицах появились новые туристические автобусы с белыми номерами и буквами ОЛМ на белом фоне. После Игр эти знаки исчезли и появился новый стандарт, главным новшеством которого стало разделение знаков на «частные» и «казенные».
Легковушки с госномерами получили серии с МНА до МНК. А в номерных знаках частного транспорта четыре цифры разместились между двумя буквами.
Очередной стандарт номерных знаков в России, который и сейчас действует, был введен в 1994 году. На номера стал наноситься национальный флаг, а буквенное обозначение региона сменилось цифровым. За каждым регионом закреплен свой двузначный или трехзначный код. Количество символов на номерах, выполненных по стандарту, — три буквы и три цифры.
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его