С 1 июля в России вступил в силу новый ГОСТ для ввозимых в страну автомобилей. Mafin Media разбирается, как это будет работать и с какими проблемами из-за этого могут столкнуться в ближайшее время владельцы тюнингованных авто.
До 2019 года определенного порядка проведения и регистрации тюнинга в России не существовало. Автовладельцы переделывали машины на свой страх и риск, чаще всего пропуская эти изменения мимо ГИБДД. Летом 2019-го российское правительство фактически узаконило тюнинг. С этого момента на любую доработку, связанную с внешним или внутренним устройством автомобиля, можно было получить официальное разрешение в Госавтоинспекции.
В феврале 2020 года в силу вступили новые поправки: экспертизу для внесения изменений обязали проходить только в аккредитованных испытательных лабораториях, а информацию о тюнинге стали заносить в специальный электронный реестр Федеральной службы по аккредитации.
С 1 июля официально начал действовать новый ГОСТ 33670-2015. Как нетрудно догадаться по названию документа, он был разработан еще шесть лет назад, но принятие неоднократно откладывалось: сначала из-за бюрократических проволочек, а затем — из-за пандемии.
Этот стандарт регламентирует целый ряд аспектов, касающихся методов проверки и оценки автомобилей и условий их допуска на дороги. Так, в новом ГОСТ закреплено, что любое оборудование, которое не предусмотрено и не сертифицировано производителем, нужно проверять в специализированных лабораториях, а после — регистрировать в ГИБДД.
Даже если вы захотите установить, например, фаркоп или лебедку, это должны быть официально утвержденные заводом (причем для конкретной модели) элементы, которые необходимо внести в ОТТС — свидетельство об одобрении типа транспортного средства.
Однако фактически процедура для владельцев тюнингованных авто никак не поменялась, объясняет вице-президент Национального автомобильного союза и член Общественного совета при ГУ МВД России по Москве Антон Шапарин. По его словам, нынешний ГОСТ лишь еще раз закрепил уже работавший до этого по другим регламентам порядок регистрации изменений в авто.
«Вся процедура переоборудования транспортных средств зафиксирована в техническом регламенте Таможенного союза 018/2011, который вступил в силу аж в 2015 году, и с тех пор она почти не менялась. Процедура такая: сначала в рамках предварительной технической экспертизы вы отправляете в испытательную лабораторию список того, что хотите установить, а они дают заключение (это самое узкое место, потому что таких лабораторий в России очень мало).
Потом вы отправляете данные экспертизы онлайн в ГИБДД, получаете разрешение на внесение изменений в конструкцию. Устанавливаете, что вам хочется, проходите осмотр, получаете диагностическую карту. После этого обращаетесь снова в испытательную лабораторию, получаете свидетельство о безопасности (СБКТС) и с ним отправляетесь в ГИБДД. И там вам вписывают в ПТС и СТС изменения в конструкцию, которые вы произвели».Антон Шапарин
вице-президент Национального автомобильного союза, член Общественного совета при ГУ МВД России по Москве
В первую очередь, как объясняют чиновники, новые поправки призваны бороться с низкокачественными подержанными иномарками и так называемыми конструкторами — машинами, которые ввозятся в Россию под видом запчастей, а затем собираются здесь с заменой отдельных деталей. Помимо этого новый ГОСТ коснется и тех, кто собирается установить или уже установил на свой автомобиль газобаллонное оборудование (ГБО).
«ГОСТ 33670 регламентирует процедуру получения СБКТС на ввозимые в Россию или самостоятельно построенные единичные автомобили и то, какие требования безопасности к ним предъявляются. В чем история? В том, что решением Евразийской экономической комиссии этот ГОСТ был распространен на переоборудование машин на газобаллонное топливо. Казалось бы, где „единичка“ и где установленный газ? Но тем не менее решение было принято, чтобы прекратить торговлю бланками документов, которые необходимы для регистрации переоборудования».
Антон Шапарин
вице-президент Национального автомобильного союза, член Общественного совета при ГУ МВД России по Москве
Как и раньше, незарегистрированный тюнинг подпадает под статью 12.5 КоАП, по которой собственнику грозит штраф 500 руб. Однако в зависимости от нарушения, владельца авто могут лишить прав на срок от полугода до полутора лет.
Кроме того, собственник получит от ГИБДД предписание с требованием вернуть машину в заводское состояние или зарегистрировать все изменения. Если он этого не сделает в течение трех дней, автомобиль принудительно снимут с учета. Что касается тюнингованных машин, которые поймают на границе, то их просто откажутся регистрировать в Госавтоинспекции без прохождения необходимых процедур.
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его