В России формально начали наказывать злостных нарушителей более дорогими полисами ОСАГО еще в 2020 году. Но на деле этого так и не произошло. Mafin Media рассказывает почему.
В августе 2015 года правительство Российской Федерации озадачилось тем, как сделать цены ОСАГО еще ниже для законопослушных водителей и выше — для тех, кто регулярно нарушает правила дорожного движения. С помощью не только КБМ и расширения тарифного коридора, но дополнительных коэффициентов. Однако эта инициатива дошла до конкретных решений лишь пять лет спустя.
В августе 2020 года Госдума внесла изменения в федеральный закон об ОСАГО, позволив страховщикам учитывать множество факторов, в том числе показатель аварийности водителя и неоднократное нарушение ПДД (важное уточнение: зафиксированных инспектором, а не камерами). Предполагалось, что подорожание полисов обязательного страхования для лихачей приведет к снижению финансовой нагрузки на добропорядочных автолюбителей (коих большинство). Но спустя полтора года сделать этого так и не получилось.
Как утверждает «КоммерсантЪ», Российскому союзу автостраховщиков и ГИБДД до сих пор не удалось наладить передачу данных о примерно 100 000 водителей, полис для которых мог стать втрое дороже. По информации издания, основных проблем две: отсутствие системы оперативной связи между ведомствами и ограниченность передаваемой информации.
Первая заключается в том, что в полис ОСАГО вписываются только Ф. И. О. и номер водительских прав. А это значит, что под горячую руку могут попасть полные тезки нарушителей или водители с аналогичным номером удостоверения (такое возможно у автолюбителей из разных регионов). Именно по этой причине страховщики просили российский Центробанк включить в полис обязательного страхования дополнительные графы, в частности паспортные данные. Однако ЦБ от идеи отказался.
Вторая проблема — неготовность системы по проверке нарушителей. В ГИБДД утверждают, что на ее создание нужно еще некоторое время. А без такого сервиса наказывать «плохих» водителей более дорогим ОСАГО никак не получится.
Отсутствие системы передачи данных между ГИБДД и РСА влечет еще одну серьезную проблему. С 1 марта 2022 года автоматические комплексы фотовидеофиксации, согласно изменениям в законодательстве, должны начать штрафовать за езду без полиса ОСАГО с частотой до раза в сутки. Сейчас наказание за это нарушение составляет 800 руб. То есть, в теории, месяц без полиса может обойтись собственнику авто почти в 25 000 руб.
Однако выходит так, что чисто технически ГИБДД фиксировать это нарушение не сможет. Просто потому, что у Госавтоинспекции к началу марта еще не будет возможности получать оперативную информацию из базы страховщиков — был полис у водителя на момент проезда под камерой или нет. А когда такая возможность появится, пока не ясно.
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его