«Бесплатные» 20 км/ч снова хотят отменить. На этот раз все серьезно

Весной 2021-го российские власти в очередной раз заговорили о пересмотре или даже отмене нештрафуемого порога в 20 км/ч. Mafin Media разбирается, насколько вероятны изменения в ПДД, а также когда и где они могут быть приняты.
21 мая 2021
За превышение максимально допустимой скорости на 20 км/ч в России перестали наказывать рублем в 2013 году. До этого нарушением считались +10 км/ч, за которые можно было получить штраф 100 руб. В Госдуме тогда посчитали, что из-за несовершенной системы видеофиксации и других возможных погрешностей при регистрации нарушений водителям слишком часто приходят ошибочные штрафы. В результате в КоАП норму 10 км/ч поменяли на 20 км/ч.

Как было раньше

разборы
В мае 2018 года президент России Владимир Путин поручил правительству сократить смертность на дорогах: до четырех погибших на 100 тыс. человек к 2024 году и до нуля — к 2030-му. Сразу после этого занимавший пост руководителя ГИБДД Михаил Черников заявил о необходимости снижения нештрафуемого порога. А глава Минтранса Евгений Дитрих идею эту поддержал. Более того, снизить лимит планировалось уже в 2019 году.

Почему власти задумались о пересмотре лимита

Что о пересмотре 20 км/ч думают эксперты: мнения за и против

Руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский утверждает, что изменение лимита неизбежно, но полностью отменять его все-таки не нужно.
«По статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), при движении автомобиля на скорости 50 км/ч вероятность летального исхода для взрослого человека составляет 20 процентов. А при фактически допустимых сейчас в России 80 км/ч (с учетом нештрафуемого порога) эта вероятность увеличивается сразу на 60 процентов. Если же взять улицы, где разрешено ехать 80 км/ч, а с нештрафуемым порогом — все 100, у пешехода вообще нет шансов выжить».
Новый виток дебатам о нештрафуемом пороге дало резонансное ДТП в столичных Сокольниках: 17 марта на улице Стромынка девушка за рулем MINI Cooper не справилась с управлением и в заносе протаранила рейсовый автобус, который высаживал людей на остановке. Три человека (включая водителя) серьезно пострадали. Московский дептранс в этой истории акцентировал внимание на том, что автомобиль двигался со скоростью 73 км/ч, хотя на участке действовало ограничение 60 км/ч.
«Отчасти увеличение нештрафуемого порога в 2013 году компенсировало низкие скорости на множестве современных загородных трасс, где чиновники боялись поднимать скоростные лимиты. Однако если мы хотим прийти к нулевой смертности на дорогах, неизбежен пересмотр нештрафуемого порога. Начать надо с города и вернуть 10 км/ч, как и было. На трассах оставить 20 км/ч. Важно сказать, что порог как таковой нужен и меньше 10 км/ч его опускать не стоит. Ведь даже у камеры есть техническая погрешность. Тем более она есть у человека. Водитель должен смотреть на дорогу, а не на спидометр. Штрафовать надо не за формальное нарушение, а за реальную опасность».
Глава рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» и координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что переход к системе +10 км/ч будет означать фактическое отсутствие какого-либо порога. Ведь, чтобы не получить штраф из-за технического сбоя, ехать придется ниже установленной скорости движения. При этом текущие скоростные ограничения Шкуматов называет неадекватными.
Но против инициативы ГИБДД и Минтранса выступил премьер-министр Дмитрий Медведев. Он заявил, что «эти 10 км/ч очень часто на машине не „ловятся” даже самим водителем», а подобные изменения не решат проблему и лишь увеличат количество необоснованных штрафов. После чего разговоры о пересмотре 20 км/ч резко сошли на нет (во всяком случае на федеральном уровне), а вместе со сменой руководства МВД поменяло и свою позицию. Так, в декабре 2019 года новый глава министерства внутренних дел Владимир Колокольцев заявил, что ведомство идею не поддерживает.

Почему чиновники вновь подняли этот вопрос

Сейчас главный инициатор пересмотра нештрафуемого порога — столичный департамент транспорта. Глава ведомства и заммэра Москвы Максим Ликсутов на протяжении нескольких лет неоднократно призывал правительство снизить лимит на улицах до 10 км/ч, оставив 20 км/ч для магистралей. Главный аргумент дептранса — пересмотр порога в меньшую сторону позволит сократить число смертельных ДТП.
Пресс-служба департамента транспорта Москвы
По данным газеты «Коммерсантъ», именно по просьбе Максима Ликсутова, входящего в состав правительственной комиссии по безопасности движения, вновь был поднят вопрос о нештрафуемом пороге. В итоге вице-премьер Марат Хуснуллин, который возглавляет ту же комиссию, поручил МВД и Минтрансу до 1 августа 2021 года предоставить правительству «согласованную позицию» по лимиту и целесообразности его снижения во всех российских городах.
Александр Шумский, руководитель экспертного центра Probok.net
В ассоциации производителей и операторов систем распозна­вания и фото­видео­фиксации «Око» полагают, что современные камеры стали гораздо точнее измерять скорость, поэтому можно опустить нештрафуемый порог даже ниже 10 км/ч.
«Нештрафуемый порог 20 км/ч морально устарел: его ввели семь лет назад, когда автоматический контроль скорости только начинали внедрять повсеместно. Опасались, что погрешность технических средств измерения скорости окажется слишком большой, но, как показала практика, напрасно. Технические характеристики современных комплексов обеспечивают погрешность в пределах 2 км/ч. Поэтому представляется разумным снижать допустимый порог превышения до 3–5 км/ч. А для того, чтобы водители успели перестроиться на новые нормы, делать это необходимо поэтапно — на первом этапе до 10 км/ч. Уже это изменение заметно снизит количество жертв и пострадавших».
Пресс-служба ассоциации производителей и операторов систем распозна­вания и фото­видео­фиксации «Око»
«В России разные дороги. Есть дороги, по которым страшно ехать больше 40, но разрешено там 90 км/ч. И наоборот, возьмем трассу „Таврида” — прекрасный автобан, на котором разрешено 90 км/ч и висит куча камер. На разбитой дороге, как вы сами понимаете, никаких камер нет и не будет. Равно как и не будет камер в тихом городском переулке, где никто не едет выше 30 км/ч, несмотря на разрешенную скорость 60 км/ч. Зато на вылетной магистрали, где разрешены те же 60 км/ч, но дорога совсем другого качества, камеры будут висеть гроздьями, потому что это выгодно».
Петр Шкуматов, руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» и координатор движения «Синие ведерки»
Редакция Mafin Media внимательно следит за развитием ситуации.
Тимур Фехретдинов
Редактор