• Mafin
  • Mafin Media
  • Разборы
  • Платный въезд в центр
Платный въезд в центр

Платный въезд в центр: появится ли он в России и как устроен в других странах

26 июля 2021

Уже не первый год в российских городах (в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге) обсуждают возможность ввести платный въезд в центр. Mafin Media рассказывает про мировые примеры и перспективы появления подобных систем у нас.

Зачем это нужно

Платный въезд в любом густонаселенном городе — это в первую очередь способ сокращения автомобильного трафика. Особенно это актуально для исторических районов: они зачастую не приспособлены для больших потоков авто. Пропускная способность в разы ниже реальной нагрузки, а расширять улицы либо уже некуда, либо просто не имеет смысла.

Яркий пример — Садовое кольцо, расширение которого в конечном счете не решило проблему, а возможно, только усугубило ситуацию с пробками в центре столицы. По этой причине урбанисты рекомендуют вкупе с другими инструментами снижения трафика использовать платный въезд, который демотивирует водителей пользоваться личным авто или как минимум заставит отказаться от поездок по центру.

Оформить страховку ОСАГО

Еще в 1960-е годы американский экономист и будущий Нобелевский лауреат Уильям Викри предлагал бороться с чрезмерным трафиком в нью-йоркском метро с помощью бо́льших сборов в часы пик и отказа от фиксированной стоимости проезда. Впоследствии подобная схема получила прозвище «пошлина Викри» и нашла отражение во многих транспортных системах, в том числе и в разработке схем платного въезда для авто.

Как это работает в других странах

Один из самых известных и успешных мировых примеров платного въезда — Лондон. Проект был введен в центральной части британской столицы еще в 2003 году, а в 2007-м распространился и на Западный Лондон (правда, в 2011 году эта зона снова стала бесплатной). Уже в 2004-м, всего спустя год после введения платного въезда, поток движения в центре Лондона снизился на 18%, а пробки уменьшились на 30%.

знак платного въезда в Лондоне

Первоначально въезд в центр столицы Великобритании с 7:00 до 18:30 обходился автомобилистам в 5 фунтов стерлингов — около 500 руб. С 2007 года вместе с ростом зон платного доступа контрольное время было сокращено на полчаса (с 7:00 до 18:00), а размер пошлины увеличен до восьми фунтов. Все эти годы цена въезда планомерно росла, как и количество платных часов. С прошлого года попасть в центр Лондона с 7:00 до 22:00 можно за 15 фунтов, или ~1 500 руб.

Платный въезд в Великобритании неоднократно критиковали автомобилисты, чиновники, частные предприниматели и многие другие. Однако эта мера не только помогла сократить интенсивность транспортного потока на улицах Лондона, но и снизила загрязнение воздуха вместе с уровнем шума в центре города. Еще одним бонусом для мэрии британской столицы стало значительное увеличение инвестиций на развитие местной транспортной системы.

Немного другая схема работы платного въезда была реализована в двух крупнейших городах Швеции — Стокгольме и Гетеборге. Там размер пошлины напрямую зависит от времени суток. При этом в шведской столице на стоимость проезда влияет еще и время года. Так, чуть больше придется заплатить в пик сезона — с 1 марта по 19—20 июня и с 15 августа по 30 ноября. Дороже всего жителям и гостям Стокгольма обходятся часы пик: в высокий сезон 45 шведских крон (~384 руб.) или 35 крон (~300 руб.) — в низкий с 7:00 до 8:29 и с 16:00 до 17:29.

система платного въезда в центры городов

Каковы перспективы у такой системы в России

Российские власти не первый год обсуждают возможность ввести платный въезд в некоторых городах страны. Например, в 2016–2017 годах Госдума рассматривала законопроект, который, в частности, позволил бы региональным и муниципальным властям вводить плату за въезд в центр города или его части. Однако после бурной общественной дискуссии этот пункт из законопроекта убрали.

пункт въезда на платную трассу в Москве

Летом 2020 года заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов заявлял, что столичные власти пока не планируют вводить платный въезд в центр города, так как с сокращением и удержанием трафика хорошо справляются платные парковки и постоянно развивающиеся альтернативные виды транспорта. В октябре того же года эту мысль повторил мэр Москвы Сергей Собянин.

В Санкт-Петербурге не собираются вводить платный въезд в ближайшее время, но в перспективе такие планы есть. Они содержатся в транспортной стратегии развития города до 2033 года. Правда, власти Санкт-Петербурга не раз заявляли, что программа носит рекомендательный характер и не факт, что все предложения из этого документа (в том числе платный въезд) будут приняты.

Но Москва и Санкт-Петербург — не единственные города, где подобные идеи обсуждаются. Так, в январе 2021 года в администрации Сочи предложили рассмотреть введение платы за проезд по городу для иногородних автомобилей. А в мае этого года брать деньги за то, чтобы попасть в центр Казани на авто, предложил глава местного ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов.

#Авто
#Право

Подберите самые выгодные условия по ОСАГО

Введите номер авто — данные заполнятся автоматически

или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его

Актуальное

Что такое Mafin?Контакты
Mafin Media
8 800 555 1 555
© 2023 Mafin — информационный сервис ООО "Эл Си Системс" (ОГРН 1157746012126, ИНН 7730004900, юр. адрес: 121087, Город Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Филевский парк, ул Барклая, д. 6, стр. 3. Содействие в подборе страховых услуг и технологическая платформа предоставляются ООО "АбсолютТех" (ОГРН 1187746813528, ИНН 7725497400, г. Москва, улица Ленинская Слобода, дом 19, строение 6, 4 этаж, комната 76). Mafin использует файлы cookies с целью повышения удобства пользования сайтом. Подробнее об условиях использования