Уже не первый год в российских городах (в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге) обсуждают возможность ввести платный въезд в центр. Mafin Media рассказывает про мировые примеры и перспективы появления подобных систем у нас.
Платный въезд в любом густонаселенном городе — это в первую очередь способ сокращения автомобильного трафика. Особенно это актуально для исторических районов: они зачастую не приспособлены для больших потоков авто. Пропускная способность в разы ниже реальной нагрузки, а расширять улицы либо уже некуда, либо просто не имеет смысла.
Яркий пример — Садовое кольцо, расширение которого в конечном счете не решило проблему, а возможно, только усугубило ситуацию с пробками в центре столицы. По этой причине урбанисты рекомендуют вкупе с другими инструментами снижения трафика использовать платный въезд, который демотивирует водителей пользоваться личным авто или как минимум заставит отказаться от поездок по центру.
Еще в 1960-е годы американский экономист и будущий Нобелевский лауреат Уильям Викри предлагал бороться с чрезмерным трафиком в нью-йоркском метро с помощью бо́льших сборов в часы пик и отказа от фиксированной стоимости проезда. Впоследствии подобная схема получила прозвище «пошлина Викри» и нашла отражение во многих транспортных системах, в том числе и в разработке схем платного въезда для авто.
Один из самых известных и успешных мировых примеров платного въезда — Лондон. Проект был введен в центральной части британской столицы еще в 2003 году, а в 2007-м распространился и на Западный Лондон (правда, в 2011 году эта зона снова стала бесплатной). Уже в 2004-м, всего спустя год после введения платного въезда, поток движения в центре Лондона снизился на 18%, а пробки уменьшились на 30%.
Первоначально въезд в центр столицы Великобритании с 7:00 до 18:30 обходился автомобилистам в 5 фунтов стерлингов — около 500 руб. С 2007 года вместе с ростом зон платного доступа контрольное время было сокращено на полчаса (с 7:00 до 18:00), а размер пошлины увеличен до восьми фунтов. Все эти годы цена въезда планомерно росла, как и количество платных часов. С прошлого года попасть в центр Лондона с 7:00 до 22:00 можно за 15 фунтов, или ~1 500 руб.
Платный въезд в Великобритании неоднократно критиковали автомобилисты, чиновники, частные предприниматели и многие другие. Однако эта мера не только помогла сократить интенсивность транспортного потока на улицах Лондона, но и снизила загрязнение воздуха вместе с уровнем шума в центре города. Еще одним бонусом для мэрии британской столицы стало значительное увеличение инвестиций на развитие местной транспортной системы.
Немного другая схема работы платного въезда была реализована в двух крупнейших городах Швеции — Стокгольме и Гетеборге. Там размер пошлины напрямую зависит от времени суток. При этом в шведской столице на стоимость проезда влияет еще и время года. Так, чуть больше придется заплатить в пик сезона — с 1 марта по 19—20 июня и с 15 августа по 30 ноября. Дороже всего жителям и гостям Стокгольма обходятся часы пик: в высокий сезон 45 шведских крон (~384 руб.) или 35 крон (~300 руб.) — в низкий с 7:00 до 8:29 и с 16:00 до 17:29.
Российские власти не первый год обсуждают возможность ввести платный въезд в некоторых городах страны. Например, в 2016–2017 годах Госдума рассматривала законопроект, который, в частности, позволил бы региональным и муниципальным властям вводить плату за въезд в центр города или его части. Однако после бурной общественной дискуссии этот пункт из законопроекта убрали.
Летом 2020 года заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов заявлял, что столичные власти пока не планируют вводить платный въезд в центр города, так как с сокращением и удержанием трафика хорошо справляются платные парковки и постоянно развивающиеся альтернативные виды транспорта. В октябре того же года эту мысль повторил мэр Москвы Сергей Собянин.
В Санкт-Петербурге не собираются вводить платный въезд в ближайшее время, но в перспективе такие планы есть. Они содержатся в транспортной стратегии развития города до 2033 года. Правда, власти Санкт-Петербурга не раз заявляли, что программа носит рекомендательный характер и не факт, что все предложения из этого документа (в том числе платный въезд) будут приняты.
Но Москва и Санкт-Петербург — не единственные города, где подобные идеи обсуждаются. Так, в январе 2021 года в администрации Сочи предложили рассмотреть введение платы за проезд по городу для иногородних автомобилей. А в мае этого года брать деньги за то, чтобы попасть в центр Казани на авто, предложил глава местного ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов.
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его