• Mafin
  • Mafin Media
  • Разборы
  • Правила для электросамокатов
Правила для электросамокатов

Новые правила для электросамокатов. Как власти хотят регламентировать кикшеринг

11 июня 2021

Летний сезон только-только открылся, но уже обернулся серьезными проблемами для поклонников электросамокатов и сервисов аренды этого двухколесного транспорта. Mafin Media — о том, какие нормы власти собираются принять и почему.

Почему чиновники всерьез взялись за электросамокаты

Тему электросамокатов власти прорабатывают уже давно. Но только в 2021 году этому виду транспорта уделяется так много внимания. Причина — взлетевшая популярность аренды электросамокатов (он же кикшеринг: от англ. kick scooter — «самокат» и sharing — «совместное потребление»), а вместе с тем — количество людей, так или иначе от них пострадавших.

Один из самых известных примеров — ДТП в Санкт-Петербурге с участием солиста балета Мариинского театра Давида Залеева. В середине мая этого года 31-летний артист серьезно пострадал, упав с электросамоката в состоянии сильного алкогольного опьянения. Залеев получил черепно-мозговую травму и был введен в медикаментозную кому. Лишь спустя две с половиной недели его смогли привести в сознание.

Сразу после этого случая чиновники стали обсуждать возможность разработать более жесткие правила использования электросамокатов. Более того, к всеобщему обсуждению подключился даже Следственный комитет, попросив профильные ведомства ускориться, так самокаты, по мнению СК, представляют «источник повышенной опасности».

парковка электросамокатов

Какие идеи были предложены

Еще с 2019 года Минтранс и МВД совместно создают единые правила для так называемых средств индивидуальной мобильности (СИМ), под которыми понималось бы по сути любое малогабаритное устройство для передвижения человека, кроме велосипедов и инвалидных колясок.

Помимо этого для таких транспортных средств предлагалось ввести специальные знаки и разметку, а также четкие условия использования в городе. В апреле 2020 года Минтранс доработал соответствующий проект, а осенью того же года в МВД заявляли о скором принятии этих поправок в ПДД. Однако изменения до сих пор не были официально утверждены.

Оформить страховку КАСКО

Последний раз поправки в ПДД в апреле 2021 года выносила на обсуждение Общественная палата Российской Федерации. Тогда дополнительно предлагалось приравнять к мопедам любое транспортное средство, имеющее одно или несколько колес, работающее за счет электродвигателя (в частности, электросамокаты, гироскутеры, сигвеи и так далее). Но и эти дискуссии пока что закончились ничем.

После майского инцидента Минтранс вернулся к своему проекту и предложил вдобавок к имеющимся наработкам запретить на тротуарах использование электросамокатов тяжелее 35 кг. Также министерство хочет ограничить допустимую скорость средств индивидуальной мобильности в пешеходных зонах до 20 км/ч и оставить приоритет движения за пешеходами. В МВД отметили, что планируют согласовать новый проект в окончательной редакции уже в июле.

пользователи кикшеринга

Выходит, правила для самокатов еще обсуждаются?

Не везде. Решительнее всех оказались власти Санкт-Петербурга: они в момент приостановили работу всех кикшеринговых сервисов в городе, обязав их подписать соглашение о соблюдении правил использования средств индивидуальной мобильности на территории Санкт-Петербурга.

Согласно этому документу, пользователям кикшеринга будет запрещено использовать электросамокаты на Дворцовой и Сенатской площади, а также на Малой Морской улице. Кроме того, на участках города с плотным туристическим потоком допустимую скорость ограничат до 10 км/ч.

Отчасти такие резкие и незамедлительные меры связаны с проведением чемпионата Европы по футболу, один из этапов которого пройдет как раз в Санкт-Петербурге. По завершении Евро регламент планируется незначительно смягчить: скорость самокатов в центре Северной столицы увеличится до 15 км/ч, а за пределами центра — до 20 км/ч.

Между тем похожие соглашения готовят и власти других крупных городов, в частности Москвы, Новосибирска, Казани, Самары и Сочи. Кроме того, в столице, как и в Санкт-Петербурге, уже начали замедлять электросамокаты в некоторых районах города, например Парке Горького, ВДНХ, Сокольниках, на Арбате, а также в небольших скверах и местах с большим пешеходным потоком.

падение с электросамоката

Что об этом думают эксперты и сами сервисы

По данным МВД, за последние два года в ДТП с участием электросамокатов погибли 10 человек. Подмосковное управление ГИБДД провело опрос, согласно которому больше 85% пользователей электросамокатов, сигвеев и моноколес в регионе не знают и не соблюдают правила дорожного движения. В исследовании приняли участие около 60 тыс. человек.

Глава Совета по правам человека Валерий Фадеев выступил за ограничение скорости электрических самокатов и велосипедов, так как они создают опасность для других участников движения.

«Я считаю, то, что происходит на наших улицах, — это безобразие. Не только самокаты, но и доставщики еды: они раньше пешком ходили, потом на велосипеды пересели, а теперь на электрических велосипедах [передвигаются] — они с бешеной скоростью проносятся по тротуарам, по встречным полосам движения».

Валерий Фадеев

Глава Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

Однако сервисы кикшеринга не согласны с заявлениями о росте аварийности и небезопасности электросамокатов. Так, компания проката Whoosh утверждает, что в этом году на 1,7 млн поездок пришлось меньше 200 случаев получения легких травм и порчи личного имущества в результате происшествий, единичные тяжелые травмы. Число аварийных ситуаций в среднем составило меньше 0,01%.

В то же время эксперт Общероссийского народного фронта (ОНФ) Олег Леонов раскритиковал позицию петербургских властей, резко ограничивших сервисы кикшеринга. По его мнению, городские чиновники выбрали «очень простую, неконструктивную и даже вредную стратегию":

«Это не решит проблему, а лишь загонит ее в тень. Электросамокаты — инструмент современного жителя мегаполиса. Не нужно совать свой нос в то, на чем должны ездить люди. Нужно создать нормальную человеческую инфраструктуру».

Олег Леонов

Эксперт Общероссийского народного фронта

#Право
#Электросамокаты

Подберите самые выгодные условия по КАСКО

Введите номер авто — данные заполнятся автоматически

или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его

Актуальное

Что такое Mafin?Контакты
Mafin Media
8 800 555 1 555
© 2023 Mafin — информационный сервис ООО "Эл Си Системс" (ОГРН 1157746012126, ИНН 7730004900, юр. адрес: 121087, Город Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Филевский парк, ул Барклая, д. 6, стр. 3. Содействие в подборе страховых услуг и технологическая платформа предоставляются ООО "АбсолютТех" (ОГРН 1187746813528, ИНН 7725497400, г. Москва, улица Ленинская Слобода, дом 19, строение 6, 4 этаж, комната 76). Mafin использует файлы cookies с целью повышения удобства пользования сайтом. Подробнее об условиях использования