В России планируют возродить сразу несколько автобрендов: «Победу», «Волгу» и «Москвич». Последний после ухода собственника группы Renault из России планируют «воскресить» на столичном заводе. Об истории и перспективах советских легенд — в материале Mafin Media.
История авто, которому было предначертано стать по-настоящему «народной» легковушкой, началась со сборочного цеха лицензионных копий автомобилей Ford в Москве. Решением советского правительства в 1930 году при участии американской компании был построен завод имени Коммунистического интернационала молодежи (КИМ), и его первой продукцией стали машины конструкции Форда — модели А и АА. До 1933 года завод выпускал только их и из американских комплектующих.
После перехода в подчинение Горьковскому автомобильному заводу была освоена модель ГАЗ-АА, и накануне 1934 года завод стал выпускать только ее. Спустя шесть лет государственные органы снова выделили завод в отдельное подразделение, но вскоре началась Великая Отечественная война. Оборудование и кадры вывезли на Урал и перенаправили на военную продукцию.
Новую жизнь предприятие получило уже по окончании войны, в мае 1945 года. Совет министров СССР принял решение организовать производство малолитражного автомобиля «Москвич» и восстановить под эту цель московский завод.
Через два года начался серийный выпуск легковых малолитражных автомобилей «Москвич-400» по образцу Opel Kadett K38. А уже через год после появления первой промышленной партии, в апреле 1948 года, первые «Москвичи» пошли на экспорт.
Автомобиль выпускался семь лет и уступил место «Москвичу-401». В 1956 году появился «Москвич-402». Более поздние модели — «Москвич-407» и «Москвич-423» — снискали признание в Европе и получили высшие оценки на выставке в Брюсселе в 1958 году.
Не прошло и десяти лет, как с конвейера сошел миллионный экземпляр очередной модели «Москвич-408» и началось производство принципиально нового «Москвича-412». Автомобиль высоко оценила как «госприемка», так и советские граждане.
В честь полувекового юбилея ВЛКСМ в 1968 году предприятие получило новое название «Автомобильный завод имени Ленинского комсомола», и именно с этим названием завод снискал международную славу и популярность у себя дома: принципиально новая модель «Москвич-2141» поставлялась и на экспорт — под маркой Aleko и как Lada Aleko.
Собственно, именно модернизированная версия «Москвича-2141» — «Москвич-Святогор» — стала последним детищем АЗЛК.
Какое будущее ждет нового «москвича», сказать сложно. Но известно, что на первом этапе будет организовано производство классических автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, а в перспективе — электромобилей. Ожидается производство новых авто совместно с КАМАЗом. Представители автомобильной корпорации пока воздерживаются от комментариев для прессы, однако «Ведомости» узнали, что КАМАЗ локализует на производственной площадке «Рено Россия» выпуск китайских автомобилей и ведет переговоры со своим нынешним партнером — концерном JAC.
Китайский автопроизводитель выпускает легкие, среднетоннажные и тяжелые грузовики, минивэны, легковые автомобили, электромобили, автобусы, а также коробки передач, двигатели и другие автоагрегаты. Компания JAC Motors локализована сегодня более чем в 15 странах.
У JAC и КАМАЗа уже есть крупный совместный проект — малотоннажный грузовичок КАМАЗ «Компас», который представляет собой перелицованную модель JAC.
С этим брендом связано немало легенд, впрочем, и сами автомобили стали поистине эпохальными. Но одна история из прошлого марки хорошо знакома многим — она связана с названием авто. Изначально новые машины планировали назвать «Родина», но товарищ Сталин в ответ на это предложение спросил: «И почем будет продаваться „Родина“?
Машину назвали «Победой», и это в действительности была победа во всех отношениях: новая модель стала символом тех времен.
Зарождение бренда началось в 1943 году. Главный конструктор ГАЗа Андрей Липгарт приступил к разработке новинки советского автопрома «ГАЗ-М-20» и уже в июне 1944 года показал Сталину образец будущего серийного автомобиля.
За основу кузова был взят немецкий Opel Kapitan образца 1938 года. Первые «победы», безусловно, были недоступны широким массам: машинами долгое время располагали лишь представители творческой интеллигенции, военные и другие заслуженные лица СССР.
«Победу» отличала принципиально новая конструкция: автомобиль имел несущий кузов и стал первым в мире серийным авто с кузовом «бескрылой» формы.
В СССР «Победу» перестали производить с 1958 года. Однако вплоть до 1973 года производство продолжалось в Польше, где был налажен выпуск модели под маркой «Варшава».
О том, что «Победа» возможно вновь сойдет с конвейера, сообщил министр промышленности РФ Денис Мантуров в июне 2022 года. К слову, те же перспективы, по словам министра, ждут и «Волгу». Министр добавил, что выпуск этих автомобилей может быть реализован не только в Нижнем Новгороде на родине этих авто — Горьковском автозаводе (ГАЗ), — но и на других площадках. Конкретные сроки начала производства Мантуров не назвал.
Этот автомобиль был недосягаемой мечтой миллионов советских автолюбителей. «Волги», появившиеся в 1956 году, стали символом оттепели в СССР, их успешно экспортировали, и именно на эти авто впервые в Союзе стали устанавливать автоматические коробки передач.
При этом машиной — долгожителем ГАЗа стала модель ГАЗ-24-10. Автомобиль продавался по цене двух «Жигулей» того времени.
Премиальный статус «Волге» подарил ГАЗ-3102 в 1981 году: на этих авто ездило партийное руководство и номенклатура. Лишь в начале 1990-х годов ГАЗ-3102 лишился своего исключительного статуса, и авто стало относительно доступно для покупки.
Производство «Волги» просуществовало вплоть до 2010 года. Последней легковой моделью Горьковского автозавода стала Volga Siber — обрусевший американец, а точнее, лицензионная копия Chrysler Sebring.
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его