Госдума Российской Федерации приняла во втором чтении правительственный законопроект, ужесточающий наказание за повторное вождение в нетрезвом виде. Mafin Media разбирается в поправках и в том, с чем они связаны.
Согласно статье 12.8 КоАП, водитель, впервые попавшийся в нетрезвом виде, может отделаться штрафом 30 000 руб. и лишением прав на срок от полутора до двух лет. При повторном нарушении это грозит ему статьей 264.1 Уголовного кодекса. Наказание по этой статье в разы строже: от 200 000 до 300 000 руб. штрафа и до двух лет лишения свободы.
Однако парламентарии решили, что такой меры для систематически нарушающих «пьяных» водителей недостаточно, и подготовили законопроект, вносящий поправки в УК РФ. Этот документ предполагает увеличение максимально возможного штрафа с 300 000 до 500 000 руб., а тюремного срока — с двух до трех лет. Более того, депутаты хотят исключить наказание в виде обязательных работ в случае, если водителю светит максимально строгий приговор.
Авторы законопроекта объясняют необходимость поправок тем, что изменения, принятые в 2014 году, имели «некоторый положительный эффект», но статья все равно плохо работает. По их мнению, водители по-прежнему садятся пьяными за руль, так как не воспринимают нарушение всерьез. Отчасти, объясняют чиновники, это связано с судебной практикой: в пояснительной записке приводятся примеры ситуаций, когда даже после трех (!) поездок в состоянии алкогольного опьянения суд ограничивался назначением обязательных работ или условного срока.
Согласно статистике, которую приводят авторы проекта, в 2020 году каждый пятый осужденный по статье 264.1 ранее уже был привлечен за это же преступление. В некоторых регионах ситуация выглядит еще более удручающе. Например, в Удмуртии в прошлом году это был каждый второй, в Мурманской области — каждый третий. В целом по стране за несколько лет процент нетрезвых водителей-рецидивистов только вырос: в 2019 году на систематическом пьяном вождении попадался каждый шестой, в 2018-м — каждый десятый.
Всего же, по оценкам экспертов, за 2020 год в России по вине пьяных водителей произошло 14 500 ДТП, в которых пострадало свыше 19 000 человек, а погибло — больше 4 000.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин считает, что увеличение штрафа и максимального срока лишения свободы должно помочь в борьбе с нетрезвыми водителями.
«Все эти шаги уменьшат аварии на дорогах и количество жертв из‑за пьяного водителя. Есть те, кто ранее уже совершил аварию в пьяном виде, в результате которой пострадали или погибли люди. После этого человек отбыл наказание и вновь сел за руль пьяным».
Вячеслав Володин, председатель Государственной Думы Российской Федерации
С ним согласен зампред Комитета по охране здоровья Госдумы Леонид Огуль.
«Как показывает статистика, ужесточение наказания за „пьяную“ езду помогло сохранить сотни человеческих жизней, поэтому эту работу нужно продолжать. Лично мое мнение: за повторное управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, если это привело к жертвам, виновника надо лишать прав на управление транспортом. Вот это будет по-настоящему действенной мерой».
Леонид Огуль, зампред Комитета по охране здоровья Государственной Думы Российской Федерации
Однако не все депутаты разделяют эту позицию. Так, член Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков в интервью «Парламентской газете» заявил, что текущий законопроект неэффективен. По его словам, повторное вождение в нетрезвом виде не считается тяжким преступлением, поэтому судьи чаще всего и выносят мягкие приговоры.
«Действительность такова, что сейчас никто не дает реальные сроки заключения за такое преступление. Судьи не принимают эти решения, ограничиваются уголовным наказанием в виде штрафа до 300 000 рублей либо обязательных работ. От того, что проект закона увеличивает срок лишения свободы с двух лет до трех, ничего не изменится. Как не сажали на два года, так не будут сажать на три».
Вячеслав Лысаков, член Комитета Государственной Думы Российской Федерации по госстроительству и законодательству
Адвокат Сергей Радько также сомневается в эффективности нового законопроекта и обращает внимание, что поправки касаются водителей, которых уже привлекали за вождение в нетрезвом виде по административному кодексу, либо тех, кто уже отбыл срок за «пьяное» ДТП. А они, по словам юриста, составляют лишь небольшую долю от всех пойманных за рулем в состоянии алкогольного опьянения.
«Поможет ли это в борьбе с пьянством за рулем? Вряд ли. Ведь количество тех, кто после выхода из тюрьмы по соответствующей статье снова пьяным садится за руль, сравнительно невелико, то есть данное „усиление“ направлено против ограниченного количества потенциальных нарушителей. К тому же вчерашнему заключенному, отбывшему немалый (максимально — аж до 15 лет) срок, какие-то три года настроения явно не испортят».
Сергей Радько, адвокат
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его