Мировой автопром испытывает не лучшие времена, но российским автопроизводителям сейчас еще сложнее: импорт комплектующих затруднен, а рубль испытывает санкционное давление. Это уже привело к ряду вынужденных мер — как экономических, так и экологических. Обо всех (ну или почти обо всех) насущных проблемах российской автоиндустрии 2022 года читайте в разборе Mafin Media.
Открывает список чувствительных потрясений российского авторынка запрет на поставки машин от ряда зарубежных автопроизводителей и закрытие/приостановка локальных производств. Санкции против России и разрывы в цепочках поставок сделали покупку новых автомобилей таких марок, как Audi, Mercedes-Benz, BMW, MINI, Porsche, Volkswagen, Bentley, Volvo, Peugeot, Opel, Citroen, Skoda, Lexus, Honda, Mazda и Suzuki, проблематичным и дорогостоящим явлением.
Подтверждением тому стала статистика по реализации автомобилей в России в марте. Цифры оказались хуже самых пессимистичных прогнозов: по данным Автостата, российский авторынок в марте выпал из пятерки европейских лидеров — падение по сравнению с мартом 2021 года составило 63% (было продано 55 129 единиц легковых и легких коммерческих автомобилей). Это второе худшее значение за всю историю после показателя апреля 2020 года.
Тем не менее часть производителей решила продолжить работу: в Россию все еще ввозят китайские Chery, Haval, Geely, Changan, Dongfeng и FAW. Остались в России и корейские бренды — Hyundai, Kia, Genesis.
И хотя санкционное давление не позволяет крупным холдингам вернуться мгновенно, такое желание есть у Skoda и Volkswagen. Речь идет о приостановленном в начале марта производстве на заводах в Калуге и Нижнем Новгороде. По информации источников газеты «Ведомости», производство там может возобновиться не раньше июня или июля 2022 года.
Сложившуюся ситуацию могло бы хоть как-то нивелировать отечественное производство, особенно с учетом специфики рынка, завязанного на автомобилях российской сборки, но и тут образовался простой.
Крупнейший производитель легковых автомобилей в России «АвтоВАЗ» 5 марта поставил на паузу выпуск авто на площадках в Тольятти и Ижевске. Причиной тому стал продолжающийся кризис поставок электронных компонентов.
В пресс-релизах группа отмечала, что ведет активную работу по замене некоторых критически важных импортных компонентов альтернативными решениями и возобновит работу 25 апреля.
Однако спустя три дня после возвращения из отпуска конвейеры снова остановятся — с 30 апреля по 10 мая.
Из-за того, что машины «АвтоВАЗа» сильно подвержены влиянию импортных комплектующих, было принято решение подготовить специальные версии некоторых моделей LADA.
Следом за автопроизводителями импорт в Российскую Федерацию прекратили крупнейшие производители запчастей. Отсюда и вытекают проблемы «АвтоВАЗа» и заводов с иностранным участием: в России не налажено локализованное производство автокомпонентов.
На складах, по оценкам участников рынка, запасов комплектующих хватит на какое-то время, после чего в стране возникнет дефицит. При этом уже образовавшийся спрос вызвал рост стоимости как самих деталей, так и ремонтных работ.
Именно с этим, судя по всему, и связано решение «АвтоВАЗа» временно лишить LADA автоматических коробок передач.
Кроме того, проблемы у российских автовладельцев появятся не только с заменой той или иной детали, но и с покраской: под запрет на поставки из европейских стран попали лакокрасочные материалы.
Что касается шин, запасы для легковых автомобилей превышают годовой объем рынка. Такую информацию приводит «Коммерсант», ссылаясь на систему маркировки «Честный знак». По данным газеты, этих запасов, исходя из спроса на уровне 2021 года, хватит на 11–17 месяцев.
Непростая ситуация сложилась с системой вызова экстренных служб «ЭРА-ГЛОНАСС». Красная кнопка стала обязательной для установки продаваемых в России новых автомобилей в 2017 году.
Трудности с оснащением автомобилей этим важным сервисом возникли в пандемию: тогда мировой дефицит полупроводников и электрокомпонентов вынудил правительство ввести мораторий и продавать автомобили без кнопки. Предполагалось, что власти вернутся к регулированию этого вопроса и производители, опасаясь штрафа, до конца 2022 года дооснастят выпускаемые автомобили.
Теперь проблема приобретает больший масштаб: устанавливать систему необходимо и на импортные машины, а дефицит приведет к дополнительному росту цен. Принимая это во внимание, Национальный автомобильный союз направил в Минпромторг обращение с предложением отменить обязательную установку системы «ЭРА-ГЛОНАCС» на автомобили. Ведомство, по данным Autonews, эту инициативу не поддержало.
Экологические требования к автопроизводителям также не остались в стороне от кризиса. Российское правительство уже готовит поправки, которые «временно» отменят действующие нормативы и позволят выпускать машины экологического класса «Евро-0».
Стандарт «Евро» отвечает за требовательность к контролю выбросов оксидов углерода и оксидов азота. Чем выше показатель (шкала «Евро-0 — Евро-6»), тем лучше и для окружающей среды, и для выхлопной системы авто.
Действующие в России относительно недавно сервисы по подписке на автомобили иностранных марок сворачивают свою деятельность.
Заключить новый договор подписки у пользователей не получится с Volvo, Porsche и Audi.
Заморозка новых поставок автомобилей высвободила автосалоны с их остатками машин и привела к пересмотру прайс-листов.
По данным Автостата, в марте цены на новые автомобили оказались в среднем на 35–45% выше, чем в феврале. Повышение цен в марте было отмечено у 26 производителей. При этом почти все марки пересмотрели стоимость по всему модельному ряду.
В апреле тенденция сохранилась и удорожание автомобилей было отмечено у 11 марок. «При этом у целого ряда брендов информация о ценах на официальных сайтах либо отсутствует, либо представлена по состоянию на февраль или март. Среди них — Audi, Changan, GAC, Geely, Honda, JAC, Jaguar, Jeep, Land Rover, Mercedes-Benz, MINI, Porsche, Skoda, Volkswagen, Volvo, УАЗ и другие», — говорится в сообщении Автостата.
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его