Российская автоиндустрия каждую неделю сталкивается с новыми сложностями. Свыше двух десятков зарубежных брендов уже приостановили работу или свернули свои производства в стране, а те, кто остался, страдают от нехватки комплектующих.
Чтобы помочь автопрому, российские власти хотят «упростить» сборку машин, в частности понизив требования по уровню загрязняющих выбросов. Mafin Media рассказывает, чем это может помочь автопроизводителям, как будет работать и чем грозит в долгосрочной перспективе.
Как пишет газета «Известия», Совет Евразийской экономической комиссии принял изменения в действующий технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» — один из ключевых документов, который регулирует требования к автомобилям на территории стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Согласно поправкам, до февраля 2023 года каждое государство — член союза сможет устанавливать собственные требования к выпускаемым на территории страны автомобилям. Изменения вступят в силу уже 25 апреля.
Вместе с тем, как утверждает «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники, российское правительство уже готовит поправки, которые упростят эти самые внутренние требования для автопроизводителей. Фактически постановление кабмина «временно» отменит действующие нормативы и позволит выпускать машины экологического класса «Евро-0».
Изменения затронут не все работающие в стране компании, а только крупные отечественные концерны, то есть те, где штат превышает 5 000 сотрудников. Помимо них новые правила коснутся производителей полуприцепов, электробусов и попавших под санкции компаний.
Предполагается, что требования документа распространятся на транспортные средства, выпущенные с 1 апреля и до конца 2022 года. Проект постановления, как пишет издание, сейчас находится в кабмине и проходит финальные правки.
Источник «Коммерсанта» заявляет, что некоторые производители, не дожидаясь принятия изменений, уже перешли на «упрощенное» производство. Например, КамАЗ начал выпуск двигателей для грузовиков класса «Евро-2».
Эти автомобили имеют «не влияющие на безопасность формальные несоответствия», которые не позволяют выпустить машины на рынок. Всего на КамАЗе скопилось около 5 000 единиц такой техники, утверждает издание.
Страны Европейского союза, Соединенных Штатов Америки и Японии перешли с экологического стандарта «Евро-0» на «Евро-1» еще в 1993 году. Следующий класс — «Евро-2» — был принят в этих государствах в 1997 году. Россия официально перешла на этот стандарт в 2005 году.
Согласно действующему техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», в России запрещен импорт и производство автомобилей класса ниже «Евро-5». На такие машины сейчас даже нельзя оформить ПТС.
Кроме того, с июля 2018 года в России начали действовать знаки ограничения для автомобилей с низким экологическим классом. Сначала это касалось только тех машин, у которых эти сведения были указаны в ПТС. С 1 июля 2021 года действие экологических знаков стало распространяться уже на все автомобили, независимо от того, обозначен их класс в документах или нет.
За нарушение водителем требований подобного знака полагается штраф 500 руб. При этом если в ПТС авто нет отметки об экологическом классе его двигателя, он автоматически считается «нулевым».
Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов считает, что большинство российских водителей все равно обращает внимание в первую очередь на комфорт и безопасность авто, а не на его экологичность:
«Владельцам по большому счету все равно, какой экологический класс у машины. Даже с теми же катализаторами: при их выходе из строя после истечения гарантии, как правило, они заново владельцами не устанавливаются, и, соответственно, экологический класс автомобиля падает».
Сергей Удалов, исполнительный директор аналитического агентства «Автостат»
Автоэксперт Сергей Бургазлиев полагает, что производители автомобилей постараются максимально упростить свою продукцию, отказавшись, в частности, от многих обязательных сейчас электронных компонентов:
«Образно говоря, решение Совета Евразийской экономической комиссии позволяет странам-участницам выпускать автомобили по принципу „кто во что горазд“, у кого на что хватает сил и ресурсов. Думаю, что действие этих требований впоследствии продлят на более долгий срок. Для создания необходимой компонентной базы нужно гораздо больше времени».
Сергей Бургазлиев, автоэксперт
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин уверен, что «упрощение» производства российских авто негативно скажется на всей отрасли. А собранные по «временным» требованиям машины в дальнейшем вряд ли будут дооснащать теми или иными отсутствующими системами.
«Необходимо признать, что эти изменения — серьезный шаг назад. Они приняты, чтобы любым способом поддержать на плаву „АвтоВАЗ“, УАЗ и другие автозаводы».
Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его