Кризис на рынке автозапчастей набирает обороты. За два месяца весны цены на детали для кузовного ремонта подскочили в среднем на 31%. Партнер страхового маркетплейса Mafin — компания «Тинькофф Страхование» — подсчитала, насколько подорожали детали для кузовного ремонта в России с февраля 2022-го и на какие марки авто. Главное из рейтинга страховщика — в материале Mafin Media.
Заметнее всего выросли цены на детали Ford, Subaru, Mercedes-Benz, BMW. Замыкает пятерку Audi.
За март — апрель 2022 года стоимость запчастей марки Ford на российском рынке выросла на 83%. При этом Ford ушел из России раньше других концернов. Стоимость деталей японских Subaru показала рост 48%, недалеко от этого показателя оказались запчасти Mercedes-Benz (44%) и BMW (41%). Комплектующие для Audi стали дороже на 39%.
Весенний рост цен в меньшей степени затронул автозапчасти для Lexus (21%), Toyota (20%) и Hyundai (15%). По некоторым оценкам, такие показатели могут быть связаны с планомерным в течение полугода ростом цен на комплектующие. Отразился на ценах и кризис COVID-19. Так, Toyota в сентябре 2021 года объявила о сокращении мирового производства на 40% из-за дефицита автозапчастей.
Дефицит и рост цен отмечается не только с кузовными запчастями. Порядка 30–35% техцентров рассказали газете «Коммерсантъ» о нехватке комплектующих двигателей, подвески, электроники и расходников, включая моторные масла.
В отрыве от бренда больше всего среди наружных кузовных элементов, по данным «Тинькофф Страхования», подорожали бамперы (задний и передний) — на 34 и 32% соответственно, крылья (+ 31%), передние двери (+ 30%), капоты (+ 29%). Меньше всего подорожали стекла (26%).
А что случилось
Российский автомобильный рынок столкнулся с запретом на поставки машин от ряда зарубежных автопроизводителей и закрытие/приостановку локальных производств на фоне санкций, введенных в начале года. Автоконцерны VAG (Volkswagen, Porsche, Audi, Skoda), General Motors, Mercedes-Benz, BMW, Toyota, Lexus, Nissan, Stellantis (владеет 14 брендами, среди которых Citroёn, Fiat, Opel и Peugeot), Renault и другие объявили о приостановке работы в России. Следом за автопроизводителями импорт в Российскую Федерацию прекратили крупнейшие производители запчастей.
Банк России уже отреагировал на проблему рынка автозапчастей и предложил в апреле учитывать цены аналогов оригинальных запчастей для автомобилей при их ремонте по ОСАГО.
Такое решение регулятор объяснил высокой волатильностью цен оригинальных запасных частей и проблемами с их доступностью.
В свою очередь, Российский союз автостраховщиков (РСА) в мае разместил на своем сайте обновленные справочники, разработанные в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт, для проведения их публичной проверки.
Замечания и предложения союз будет собирать с 16 по 31 мая 2022 года, а после окончания приема на сайте РСА будет опубликован отчет об итогах рассмотрения замечаний и предложений, в котором будет отражена вся информация о поступивших обращениях и результатах их рассмотрения.
Справочники, сформированные по единой методике, должны быть введены в действие не позднее 19 июня 2022 года.
Правительство Российской Федерации видит частичное решение проблемы с дефицитом автозапчастей в легализации так называемого параллельного импорта. Еще 30 марта кабинет министров разрешил ввоз в Россию запчастей для автомобилей и спецтехники без официального разрешения производителей.
В начале мае Минпромторг утвердил список товаров, разрешенных для параллельного импорта в страну. В перечне оказались автокомпоненты таких брендов, как Hyundai, Nissan, Volvo, Volkswagen, Michelin, Goodyear, Continental и Bridgestone.
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его