Тарифы на проезд по платным российским автодорогам могут приблизиться к европейским. С чем это связано и как сэкономить на проезде, рассказывает Mafin Media.
Разработанный Минтрансом проект постановления правительства опубликовали в октябре 2021 года. В нем говорится, что тарифы на платных дорогах следует увеличить для окупаемости новых проектируемых трасс госкорпорации «Автодор». К ним относятся строительство скоростной автомагистрали М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань и строительство дороги Казань — Екатеринбург.
Стоимость проезда по платным автомобильным трассам регулируется проект постановления правительства в 2021 году максимальная плата за 1 км для первой тарифной группы составляет 3,65 руб.
Минтранс утверждает, что средний размер применяемого тарифа на проезд по платным федеральным автодорогам в России составляет 2,65 руб. за 1 км — это ниже среднего тарифа в европейских странах. В Европе же, с учетом покупательной способности, 1 км стоит 3,59 руб., что на 35,5% выше, чем в России.
С какими странами сравнивают наши цены и сколько там взимают за 1 км? Минтранс представил данные в пояснительной записке:
Страна Стоимость за км, руб. ППС* России к странам Европы Приведенная стоимость за км, руб. Великобритания 10,8 0,35 3,73 Греция 5,57 0,56 3,13 Испания 10,8 0,47 5,06 Ирландия 8,95 0,35 3,15 Италия 8,1 0,4 3,25 Польша 4,5 0,7 3,17 Франция 9 0,4 3,62 Среднее значение 3,59 Россия 2,65 1 2,65
* ППС — паритет покупательной способности
Приведенная стоимость в документе подразумевает отношение стоимости за 1 км к уровню покупательной способности россиян.
«Таким образом, необходимый уровень максимального размера платы составляет 3,65 × 35,5% = 5 руб. за 1 км в ценах 2021 года» — говорится в пояснительной записке.
Для строящихся платных трасс предлагается ввести плату в размере 8 руб. за 1 км, а стоимость проезда по мостам и путепроводам увеличить с 21 руб. до 29 руб.
Инициатива не обойдет стороной ни общественный транспорт, ни грузовой. Для этих категорий предлагается повысить стоимость с 9,5 руб. за км до 16,25 руб., а проезд по мостам и путепроводам — с 66,5 руб. за км до 91,5 руб.
История платных дорог в России началась 8 декабря 1992 года с изданием указа «О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе». Важнейшим аспектом стал запрет на эксплуатацию коммерческих трасс при отсутствии в том же направлении альтернативных бесплатных дорог общего пользования.
И лишь в 1999 году была открыта первая платная трасса в качестве пилотного проекта — М-4 «Дон». Проезд по участку длиной 20 км стоил 5 руб. для легковых авто и 15 руб. для грузовиков. Спустя год платный участок продлили еще на 30 км.
В ноябре 2007 года в силу вступил закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ». В нем уточнялось, что решение по вводу платных дорог может приниматься как на государственном, так и на региональном, муниципальном или частном уровне — в зависимости от того, кому принадлежит трасса. Закон также регламентировал, какой транспорт освобождается от уплаты проезда:
Наконец, в 2019 году был принят закон, разрешивший на Крайнем Севере строительство и эксплуатацию дорог только на коммерческой основе — из-за сложностей с привлечением инвестиций в дорожно-транспортную сеть.
- Ездить в ночные часы. Важно уточнять время действия льготных ночных тарифов: они разнятся в зависимости от участка и дороги.
- Объезжать самые дорогие участки по бесплатным маршрутам. Конечно, возможна разница в расстоянии и времени, но и экономия может быть существенной. Хороший пример — дорогой концессионный участок 15–58 км на дороге М-11 Москва — Санкт-Петербург.
- Купить или арендовать транспондер. Гаджет экономит до 30% от стоимости проезда.
- Оформить абонемент. Вариант для тех, кто часто ездит по платным магистралям. Абонементы оформляют на определенный срок или количество поездок.
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его