Ко всем статьям

В КоАП хотят ввести штраф за превышение средней скорости. Как это будет работать

В российском административном кодексе собираются закрепить пункт о превышении допустимой средней скорости. Соответствующий вопрос, как утверждается, МВД прорабатывает совместно с Минюстом и Минтрансом. В чем суть нового проекта и для чего он необходим — в разборе Mafin Media.

Средняя скорость? О чем речь?

Средняя скорость автомобиля — расстояние от одной камеры контроля до другой на определенном участке, поделенное на время, за которое водитель преодолел этот отрезок пути. Как это работает, легче показать на примере:

Андрей на скорости 90 км/ч въехал на участок протяженностью 5 км с контролем средней скорости и ограничением 100 км/ч.

Проехав камеру фиксации, он ускорился до 140 км/ч и ехал так почти весь отрезок, притормозив лишь перед второй камерой до 115 км/ч.

Через неделю Андрею пришел штраф, где было указано, что он превысил ограничение, двигаясьна участке со средней скоростью 130 км/ч.

Как так получилось? Если упрощать некоторые вводные, то примерно так:

рассчет штрафа за среднюю скорость

Штраф в этом случае аналогичен обычному превышению, которое регламентируется ст. 12.9 КоАП. Но понятие «средняя скорость» в административном кодексе не прописано. Поэтому многие автомобилисты считают штрафы, которые приходят за это нарушение, незаконными.

камеры видеофиксации

За среднюю скорость штрафуют уже сейчас?

Да, но не по всей стране. Самый масштабный проект по использованию камер контроля средней скорости реализуется в Татарстане. В этом регионе таким образом покрыто свыше 950 км дорог. Кроме того, нарушения допустимой средней скорости фиксируют в Московской и Смоленской областях, а также других регионах.

Однако даже Верховный суд не до конца определился с правомерностью такой практики и дважды выносил диаметрально противоположные решения относительно подобных штрафов. Так, в 2014 году он подтвердил вердикт нижестоящих инстанций и признал постановление о нарушении допустимой средней скорости законным.

А в 2019-м уже встал на сторону автомобилиста и отменил аналогичный штраф (вернее, отправил дело на пересмотр), обосновав это тем, что нарушение, согласно действующей статье в КоАП, должно иметь конкретные место и время и не считается длящимся. Какое из этих мнений считать окончательной позицией Верховного суда, сказать сложно. Впрочем, совсем скоро точку в этом могут поставить изменения в административный кодекс.

скорость на спидометре

Что конкретно планируется поменять

Узаконить понятие средней скорости в новом КоАП еще в прошлом году предложила Ассоциация производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации «Око». Но лишь сейчас эта инициатива добралась до профильных ведомств — Минюста, МВД и Минтранса, — которые взяли предложение в работу.

Скорее всего, помимо самого определения средней скорости в КоАП четко пропишут и обязательные условия для фиксации нарушения. Например, отсутствие объездных путей на всем протяжении контролируемого участка и единое ограничение скорости. Кроме того, не мешает прояснить, как будет фиксироваться «двойное» нарушение, когда водитель допустил и «мгновенное», и «среднее» превышение скорости. Сейчас автомобилистам приходит лишь один штраф (двойное постановление считается ошибкой, и его можно с легкостью обжаловать), но приоритет в выборе всегда трактуется по-разному.

Под вопросом остается и время принятия этих изменений. Председатель комитета по госстроительству и законодательству Госдумы Российской Федерации Павел Крашенинников в разговоре с ТАСС заявил, что если министерства подготовят предложения, нижняя палата парламента будет готова обсудить их не раньше осени. При этом чиновник отметил, что к самой идее введения штрафов за превышение допустимой средней скорости депутаты относятся «с большой осторожностью».

Тимур Фехретдинов
Редактор