В Москве изменился ночной режим работы светофоров: они перестали мигать желтым и перешли на стандартный трехцветный с укороченными интервалами. Mafin Media рассказывает, с чем это связано и должны ли другие города последовать этому примеру.
В Москве работают более 3 200 светофоров, и около 900 из них ранее переходили в режим мигающего желтого света с полуночи до шести утра.
В конце июля 2022 года СМИ со ссылкой на руководителя управления стратегической организации дорожного движения ЦОДД Москвы Андрея Мухортикова сообщили, что этот режим изменился, — все светофоры на столичных дорогах ночью начали использовать те же три цвета, что и днем, но с укороченными интервалами.
На самом деле произошло это еще два года назад. По словам того же Мухортикова, работы по отключению мигающего желтого сигнала светофора на столичных магистралях начались в 2019 году и в 2020-м были полностью завершены.
«Поскольку 900 светофоров сразу отрегулировать сложно, в первую очередь технические задания были подготовлены и реализованы для светофоров на магистралях и в очагах аварийности, часть работ сделали в плановом порядке — желтый мигающий убирали при подготовке любых технических заданий на светофоры. В итоге в 2020 году эта работа была завершена».
Андрей Мухортиков
руководитель управления стратегической организации дорожного движения ЦОДД Москвы
Как утверждает Мухортиков, отключение светофоров позволило сделать столичные магистрали гораздо безопаснее. По его словам, формально желтый мигающий сигнал по ночам допускается ГОСТами, но на практике все работает иначе. При этом он рекомендовал коллегам из регионов последовать столичному примеру.
«Считается, что ночью водителей и пешеходов так мало, что они как-нибудь между собой договорятся и разойдутся-разъедутся. Однако анализ статистики и механики ночных ДТП показал, что все не так просто. На ночные аварии с тяжкими последствиями работает много факторов: плохая видимость, притупление внимания, высокие скорости.
По сути, единственная категория людей, которым желтый мигающий ночью выгоден, — ночные гонщики, которые не только опасны для себя, пассажиров и пешеходов, но и мешают всем спать ревом машин и мотоциклов».
Андрей Мухортиков
руководитель управления стратегической организации дорожного движения ЦОДД Москвы
По данным ЦОДД, в 2019 году на перекрестках со светофорами с полуночи до шести утра произошло 140 ДТП, в которых погибло восемь и пострадало еще 179 человек, а в 2021 году было зафиксировано «всего» 114 автомобильных аварий, в которых погибло семеро и пострадало 139 человек. Таким образом, число ДТП на регулируемых перекрестках Москвы с шести утра до полуночи снизилось на 19%, число погибших в них — на 13%, а число раненых — на 22%.
Однако насколько эти данные корректны, учитывая длительный период пандемии, затронувший и 2021 год, и существуют ли реальные корреляции между старым и новым режимом светофоров, сказать сложно.
Согласно разделу 6 Правил дорожного движения, желтый мигающий сигнал светофора «разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности». Таким образом, водители должны проезжать такой перекресток, руководствуясь только знаками, правилами приоритета и разметкой. Иногда желтый мигающий сигнал указывает на неисправность светофора. Но не всегда.
Использование мигающего желтого действительно разрешено национальными стандартами: в ГОСТ Р 52289-2019 говорится, что перевод светофора в этот режим допускается в период снижения интенсивности движения. Именно поэтому с полуночи до шести утра желтый мигающий сигнал светофора применяется в большинстве крупных российских городов. Правда, теперь — за исключением Москвы.
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его