Российское правительство утвердило новую транспортную стратегию до 2035 года. Власти планируют развивать автомобильный, водный, воздушный и железнодорожный транспорт. Реализация программы обойдется минимум в 60 трлн руб.
Одна из обсуждаемых целей стратегии — ограничить использование личных авто в пользу общественного транспорта. Как именно это будет реализовано и какие нововведения ждут россиян в ближайшие годы, читайте в разборе Mafin Media.
По задумке использование личного автомобиля будет становиться некомфортным и невыгодным. Уже сейчас московские власти сужают дороги в центре города, переделывают их в пешеходные зоны и расширяют зоны платной парковки. Эти меры вынуждают многих автомобилистов пересаживаться на общественный транспорт. Доехать до центра на метро или автобусе оказывается быстрее, спокойнее и дешевле. Теперь стратегию столичной мэрии хотят масштабировать на всю страну.
Для водителей, которые не смогут или не захотят отказаться от личного авто, у властей есть отдельное предложение: использовать свои машины совместно с другими людьми. Более развернутого объяснения в правительстве не дали, однако, скорее всего, речь идет о «карпулинге» — популярном в Европе и США явлении, когда водитель на своей машине берет несколько пассажиров, с которыми ему относительно по пути. Для этих автомобилей существуют определенные льготы — например, их допускают на выделенные полосы, которые движутся заметно быстрее остального потока.
К слову, это уже не первая попытка подтолкнуть россиян к «шерингу» автомобилей. В начале апреля власти Москвы объявили о подготовке к запуску «народного каршеринга». С помощью этого сервиса автомобилисты могут сдавать личные машины в аренду в то время, когда сами ими не пользуются, — например, пока владелец авто на работе в офисе, а его машина девять часов стоит на парковке. Это выгодно и для хозяина (не нужно платить за парковку и даже можно немного дополнительно заработать), и для пользователей (цену аренды в сервисе выставляют сами владельцы автомобилей, и она, как правило, ниже цен каршеринга). Пока что сервис работает в тестовом режиме, однако после завершения должен стать общедоступным.
В последние годы все, что происходит с мировым автопромом, делается исключительно во имя одной цели — экологизации. Авторы стратегии, в числе которых представители правительства и профильных комитетов Госдумы, уделили особое внимание снижению вредных выбросов в атмосферу. По прошествии времени с мирового «бума» на электромобили власти большинства стран начали осознавать, что замена двигателей внутреннего сгорания электромоторами сильно дела с экологией не исправит. Основная доля загрязнений в атмосферу поступает отнюдь не из-за выхлопных газов, а из-за стирания дорожного полотна, автомобильных покрышек и тормозов, которые изготавливают не из самых экологически чистых материалов.
Авторы российской транспортной стратегии пришли к аналогичному выводу. Согласно их подсчетам, на долю стирания асфальта и элементов автомобиля приходится более 80% вредных выбросов. Поэтому единственный способ улучшить положение дел в плане экологии — отказываться от использования личного автомобиля, когда это возможно. Чем больше людей пересядет на общественный транспорт, каршеринг или такси, тем лучше станет ситуация с трафиком, парковками и экологией в городах. Даже если один личный автомобиль будет перевозить не только владельца, но и еще хотя бы двоих пассажиров, станет заметно лучше.
Чтобы люди меньше использовали личный транспорт, в российских городах введут экологические зоны. Автомобилям с низкими нормами «Евро» попросту запретят въезд в некоторые части города (обычно речь идет о центральных районах). Соответствующий знак в ПДД ввели в 2017 году, а в 2019 году стали говорить о создании искусственного интеллекта, который будет штрафовать автомобили низкого экологического класса. Тогда запрет хотели протестировать в Москве и Санкт-Петербурге, но никакого развития идея не получила. Сейчас же «зеленые» зоны хотят возродить, но уже в масштабах всей страны, а не только крупных городов.
Кроме того, правительство России планирует в ближайшие 15 лет построить глобальную сеть заправочных станций для электромобилей. Речь идет о порядка 250 заправках в европейской части страны — сейчас их не более 200 штук. Только в Москве власти города уже выделили 130 млн руб. на строительство 50 быстрых зарядных станций, где можно будет подзарядить электромобиль за 20 минут.
Не совсем. Конечно, основную часть программы занимают планы по сокращению личного автопарка и вредных выбросов, но есть в стратегии и пункты, касающиеся непосредственно дорог. Так, в ближайшие 15 лет власти собираются не только развивать улично-дорожную сеть внутри городов, но и расширять узкие участки за их пределами. Чаще всего именно такие трассы — самые проблемные и создают больше всего пробок на въездах и выездах из городов. По оценкам властей, таких дорог более 7 500 км.
Также власти планируют строить новые шоссе. В ноябре СМИ сообщали, что правительство хочет сократить время в пути между крупными городами. Речь шла о возможности передвигаться «от двери до двери» за 12 часов. Достичь такого результата планировали благодаря строительству высокоскоростных магистралей для автомобилей, модернизации железнодорожных путей и аэродромов и активному использованию внутреннего водного транспорта.
Теперь же это начало обретать более конкретную форму. Например, в планах построить «бесшовную» трассу от границы с Белоруссией через Смоленск, Москву, Казань, Екатеринбург в сторону Тюмени, Челябинска, Омска и Иркутска с ответвлением в сторону Казахстана. Кроме того, власти рассматривают строительство скоростной трассы «Меридиан», которая пройдет от границы с Белоруссией через Смоленскую, Липецкую и Саратовскую области до Казахстана.
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его