Госавтоинспекция изложила в Общественной палате Российской Федерации подробности доработанного законопроекта о внеочередном техосмотре для автомобилей с неисправностями. Согласно документу, инспекторы смогут изымать СТС у автовладельцев, не устранивших обнаруженную поломку в семидневный срок. Подробнее об инициативе и перспективах принятия законопроекта рассказывает Mafin Media.
Необходимость доработки механизма принудительного внеочередного техосмотра возникла после отмены в 2021 году обязательного технического осмотра для большинства личных легковых автомобилей.
Дело в том, что ГИБДД получила возможность контролировать техническое состояние машин прямо на дорогах и отправлять владельцев авто с неисправностью в сервис за диагностической картой, с оговоркой о том, что поломка заметна визуально и влияет на безопасность движения. У владельцев, проигнорировавших предписание инспекторов, смогут изымать свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС).
В России уже действует механизм запрета эксплуатации неисправных транспортных средств. Он распространяется на ТС с проблемами в тормозной системе, рулевом управлении, с внешними световыми приборами, стеклоочистителями и стеклоомывателями ветрового стекла, колесами и шинами, в двигателе и прочих элементах конструкции.
Водитель сломавшегося ТС (согласно пункту 2.3.1 ПДД), если поломка произошла в пути, обязан остановиться и попытаться устранить неисправность на месте. Если это невозможно — двигаться к месту ремонта или стоянки с соблюдением мер предосторожности. При неисправности тормозной системы или рулевого управления необходим вызов эвакуатора.
За пренебрежение ПДД сотрудник ГИБДД делает устное предупреждение или выписывает штраф в 500 руб. За неисправные тормоза или рулевое управление авто отправят на штрафстоянку.
Предполагается, что процесс запрета эксплуатации станет цифровизированным: при остановке авто и обнаружении неисправности, препятствующей дальнейшей эксплуатации транспортного средства, инспекторы ГИБДД будут заносить информацию о машине и повреждениях в информационный реестр — единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО).
Система уже используется при прохождении техосмотра. В базу заносятся все данные технического диагностирования, например время начала и окончания технического осмотра автомобиля и фотографии «до и после» техосмотра с координатами места проведения.
С момента занесения информации владелец авто обязан устранить неисправность в отведенный срок и представить машину на внеплановый техосмотр.
На преодоление пути до места стоянки или мастерской и ремонт дается семь дней, после чего потребуется пройти проверку на одном из пунктов технического осмотра.
Но пройти внеочередной техосмотр можно не в любом техцентре, а исключительно в специализированном, который после проделанных работ сможет внести пометку в ЕАИСТО.
Внеплановый техосмотр, по задумке разработчиков проекта, будет проводиться не целиком, а только в отношении выявленных инспектором неисправностей.
Документ о поправках в вопрос совершенствования порядка запрещения эксплуатации транспортного средства готовится с 2020 года. В случае принятия поправок закон вступит в силу 1 марта 2023 года.
Однако за время обсуждения законопроект вызвал немало замечаний. Основное опасение у экспертного сообщества вызывает перечень неисправностей, при которых будет применяться запрет эксплуатации.
Как утверждают авторы законопроекта, запрет будет налагаться при выявлении далеко не каждого повреждения. Так, он не будет касаться трещин на лобовом стекле в области дворников, медицинской аптечки, неисправности противотуманных фар, задних противотуманных огней, противоугонного устройства и прочих неопасных неисправностей.
Конкретный перечень неисправностей уже проработан с участием профессионального сообщества и внесен на рассмотрение одной из правительственных подкомиссий.
Еще одно замечание касается риска злоупотреблений на местах. Комментируя законопроект, зампред комиссии ОП по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов отметил, что норма, позволяющая неисправной машине свободно перемещаться по дорогам целую неделю, «нелогична» и создает возможности для коррупции, ведь водитель и инспектор могут на месте «договориться» о неприменении запрета.
Кроме того, в России прогнозируются трудности с запчастями и ремонтом, из-за чего граждане могут не справиться с устранением неисправностей в срок.
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов отметил, что семидневный срок ремонта вызывает вопросы: в текущем году имеются очевидные причины для усложнения ситуации с запчастями.
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его