Российские власти решили запустить с 1 декабря 2022 года цифровой полис обязательного медицинского страхования (ОМС). В сентябре 2021 года введение таких полисов утвердил Минздрав: предполагается, что цифровая версия полиса наладит быструю коммуникацию пациента с медорганизацией. Как получить такой полис, воспользоваться им и чем он отличается от физического аналога, рассказывает Mafin Media.
На территории России полис обязательного медицинского страхования дает право на бесплатное медицинское обслуживание. Застрахованный гражданин получает бумажный бланк синего или зеленого цвета со специальным штрихкодом или пластиковую карту с чипом, на которой содержатся основные данные о владельце.
Однако всегда существовал барьер доступности медицинских услуг (за исключением экстренных): чтобы получить медпомощь, необходимо предъявить именно полис ОМС в любой поликлинике или больнице, а заменить его паспортом невозможно.
Цифровой полис будет представлять собой уникальную последовательность чисел в виде штрихкода. Его можно будет хранить в личном кабинете на портале госуслуг, в телефоне и на любом другом электронном устройстве. Полис позволит гражданам получать бесплатную медицинскую помощь по документам, удостоверяющим личность.
С декабря 2022 года данные о полисах ОМС будут вноситься в единый реестр застрахованных лиц. Формироваться он будет на основании записей территориальных фондов ОМС — сведений, предоставляемых госорганами, включая ЗАГС.
То есть после запуска диджитал-полисов информация о владельце будет автоматически формироваться при рождении или получении российского гражданства.
По сути, электронный полис ОМС ничем не отличается от «классического» на бумажном бланке — это такой же код, присвоенный человеку в реестре. С ним можно получить бесплатную медицинскую помощь по базовой программе государственных гарантий на всей территории Российской Федерации, предъявив, например, паспорт.
Вместе с этим у электронного полиса ОМС есть важное преимущество — его не надо возить с собой. Соответственно, отпадает необходимость следить за его сохранностью и надлежащим видом.
При этом по желанию останется возможность оформления на физическом носителе.
Для запуска системы цифровых полисов предполагается переход участников на реестровую модель учета застрахованных лиц. Для этого территориальные фонды до 1 января 2022 года должны проверить достоверность, полноту и актуальность сведений в региональных сегментах единого регистра застрахованных лиц и передать эти данные в ведение фонда ОМС.
Только после смены платформы можно подать заявление лично или через законного представителя на портале госуслуг. Ожидается, что полис в виде штрихкода можно будет получить в день подачи заявления.
Однако не всем следует обращаться за электронной версией полиса. Если на руках уже есть бумажный или пластиковый полис, в единой базе данных информация о владельце также сформирована, а значит, предпринимать дополнительные действия не нужно.
С получением цифрового полиса ОМС больше не нужно будет носить с собой бумажный или пластиковый документ. Любая медицинская организация получит доступ к единой электронной базе данных, поэтому при посещении врача понадобится только документ, удостоверяющий личность, — паспорт для взрослых граждан или свидетельство о рождении для детей младше 14 лет.
Право на медицинскую помощь перестанет зависеть от наличия физического документа. И даже если пациент забудет гражданский паспорт, достаточно будет предъявить штрихкод на смартфоне.