• Mafin
  • Mafin Media
  • Разборы
  • Аналог ОСАГО для электросамокатов
Аналог ОСАГО для электросамокатов

Любишь кататься: сенаторы предложили аналог ОСАГО для электросамокатов

5 мая 2022

Совет Федерации России предложил профильным ведомствам проработать вопрос о введении обязательного страхования гражданской ответственности при эксплуатации электросамокатов, гироскутеров, моноколес и других аналогичных средств индивидуальной мобильности. Об общественной пользе этой инициативы и правовых барьерах рассказывает Mafin Media.

Что случилось

Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности в апреле 2022 года рассмотрел меры по снижению уровня дорожно-транспортной аварийности при использовании средств индивидуальной мобильности. 

Средство индивидуальной мобильности (СИМ) — термин, который ввели в 2019 году для обозначения устройств, предназначенных для передвижения человека с использованием электродвигателя и (или) мускульной энергии (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, гироскутеры, сигвеи, моноколеса, скейтборды и др.), за исключением велосипедов и инвалидных колясок.

Сенаторы, в частности, отметили рост популярности таких средств передвижения, как роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса, и иных аналогичных СИМ.

При этом анализ аварийности с участием рассматриваемых средств позволил сделать вывод об их серьезной опасности как для пешеходов, так и для людей, их использующих. Дело в том, что СИМ с электродвигателями не оборудованы эффективными системами безопасности и одновременно с этим могут развивать скорость до 80 км/час.

Статистика МВД по авариям с участием СИМ неутешительна: в 2021 году было зарегистрировано 672 ДТП с участием подобных устройств. Рост по сравнению с показателем предыдущего года составил 68%. Однако более тревожные цифры — количество пострадавших и погибших: в результате аварий погибли 20 человек, а ранения получили 704 человека, в числе которых 133 ребенка и подростки до 16 лет.

Оформить страховку здоровья

Что предлагается

К участию в работе над проблемой были приглашены представители Министерства внутренних дел (МВД), Министерства транспорта, правительства Москвы и Российского союза автостраховщиков (РСА).

Так, Совфед порекомендовал МВД совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и РСА проработать вопрос об обязательном страховании гражданской ответственности лиц, эксплуатирующих СИМ.

Также сенаторы предложили проработать ограничение максимальной конструктивной скорости и ввести разделение на использование средств индивидуальной мобильности в личных и коммерческих целях.

Инициатива Совфеда получила поддержку первого замглавы комитета Госдумы по транспорту Павла Федяева. Как пишет РИА «Новости», идею об аналоге ОСАГО для СИМ Федяев назвал «отличной», но с оговоркой, что такая страховка актуальна лишь для частных средств передвижения. Прокатные средства с точки зрения контроля со стороны компании-владельца намного безопаснее.

Ответ РСА

В союзе автостраховщиков, однако, противоположно оценили обязанность страховать СИМ. 

По мнению экспертов РСА, реализация идеи потребует значительных изменений российского законодательства, а именно в нормах, регулирующих регистрацию транспортных средств и закон об ОСАГО.

Сейчас подобные средства передвижения не ставятся на учет в органах ГИБДД, в отличие от автомобилей и мотоциклов. Соответственно, СИМ не имеют госномеров, а без них определить собственника невозможно. Это значит, что подобные средства освобождаются от обязанности страхования гражданской ответственности.

Как пояснил «Российской газете» заместитель начальника управления Российского союза автостраховщиков Андрей Маклецов, главное — понимать, кого требуется страховать, от чего, и кто будет отвечать. В случае с электросамокатами, по мнению Маклецова, это почти невозможно. Он отметил, что эта техника не регистрируется в ГИБДД и для управления электросамокатом не требуется прав.

Фото: Pexels

Очень странные дела

К слову, изменения нормативной базы для регулирования передвижений на СИМ должны коснуться не только регистрации таких средств, но и в целом их правового статуса. До настоящего времени он все еще не определен.

В соответствии с ПДД по совокупности своих характеристик электросамокаты не могут быть отнесены ни к механическим транспортным средствам, ни к велосипедам, ни к мопедам. 

К пешеходам тем временем приравниваются люди, которые передвигаются в инвалидных колясках, ведут велосипед, мопед, мотоцикл, везут санки, тележки, детские или инвалидные коляски и используют для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Таким образом, тех, кто передвигается на подобном транспорте, можно отнести к пешеходам. А значит, чтобы застраховать ответственность владельцев СИМ перед третьими лицами, требуется страховать ответственность пешеходов.

В одном из своих материалов Mafin Media уже попытался разобраться в ситуации и выяснить, повлияло ли недавнее решение Верховного суда России по иску автомобилиста, который оказался фигурантом дела из-за смертельного ДТП с участием электросамоката, на признание электросамокатов транспортным средством. Однако решение ВС РФ оставило больше вопросов, чем дало ответов.

Как сделать поездки на СИМ безопасными

Госавтоинспекция в марте обратилась в своем Telegram-канале к любителям велотранспорта и средств индивидуальной мобильности и рекомендовала придерживаться следующих простых правил:

  • не торопиться выезжать на улично-дорожную сеть города; 
  • перед началом активного использования велосипедов и самокатов восполнить навыки передвижения на закрытых площадках — в парках и скверах.

Перед началом использования самокатов детьми ГИБДД рекомендует повторить с ними основы дорожной дисциплины и норм безопасного поведения:

  • Чтобы попасть на другую сторону дороги, необходимо спешиться.
  • Переходить проезжую часть следует только по пешеходным переходам и, если переход регулируемый, только на разрешающий сигнал светофора.
  • Напомните ребенку, что внезапное появление на проезжей части может закончиться наездом транспорта.
  • Обязательно иметь средства пассивной защиты — экипировка и световозвращающие элементы кратно повысят уровень безопасности при участии в дорожном движении.
#ДТП
#Право
#Страхование
#Электросамокаты

Актуальное

Что такое Mafin?Контакты
Mafin Media
8 800 555 1 555
© 2023 Mafin — информационный сервис ООО "Эл Си Системс" (ОГРН 1157746012126, ИНН 7730004900, юр. адрес: 121087, Город Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Филевский парк, ул Барклая, д. 6, стр. 3. Содействие в подборе страховых услуг и технологическая платформа предоставляются ООО "АбсолютТех" (ОГРН 1187746813528, ИНН 7725497400, г. Москва, улица Ленинская Слобода, дом 19, строение 6, 4 этаж, комната 76). Mafin использует файлы cookies с целью повышения удобства пользования сайтом. Подробнее об условиях использования