Совет Федерации России предложил профильным ведомствам проработать вопрос о введении обязательного страхования гражданской ответственности при эксплуатации электросамокатов, гироскутеров, моноколес и других аналогичных средств индивидуальной мобильности. Об общественной пользе этой инициативы и правовых барьерах рассказывает Mafin Media.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности в апреле 2022 года рассмотрел меры по снижению уровня дорожно-транспортной аварийности при использовании средств индивидуальной мобильности.
Средство индивидуальной мобильности (СИМ) — термин, который ввели в 2019 году для обозначения устройств, предназначенных для передвижения человека с использованием электродвигателя и (или) мускульной энергии (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, гироскутеры, сигвеи, моноколеса, скейтборды и др.), за исключением велосипедов и инвалидных колясок.
Сенаторы, в частности, отметили рост популярности таких средств передвижения, как роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса, и иных аналогичных СИМ.
При этом анализ аварийности с участием рассматриваемых средств позволил сделать вывод об их серьезной опасности как для пешеходов, так и для людей, их использующих. Дело в том, что СИМ с электродвигателями не оборудованы эффективными системами безопасности и одновременно с этим могут развивать скорость до 80 км/час.
Статистика МВД по авариям с участием СИМ неутешительна: в 2021 году было зарегистрировано 672 ДТП с участием подобных устройств. Рост по сравнению с показателем предыдущего года составил 68%. Однако более тревожные цифры — количество пострадавших и погибших: в результате аварий погибли 20 человек, а ранения получили 704 человека, в числе которых 133 ребенка и подростки до 16 лет.
К участию в работе над проблемой были приглашены представители Министерства внутренних дел (МВД), Министерства транспорта, правительства Москвы и Российского союза автостраховщиков (РСА).
Так, Совфед порекомендовал МВД совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и РСА проработать вопрос об обязательном страховании гражданской ответственности лиц, эксплуатирующих СИМ.
Также сенаторы предложили проработать ограничение максимальной конструктивной скорости и ввести разделение на использование средств индивидуальной мобильности в личных и коммерческих целях.
Инициатива Совфеда получила поддержку первого замглавы комитета Госдумы по транспорту Павла Федяева. Как пишет РИА «Новости», идею об аналоге ОСАГО для СИМ Федяев назвал «отличной», но с оговоркой, что такая страховка актуальна лишь для частных средств передвижения. Прокатные средства с точки зрения контроля со стороны компании-владельца намного безопаснее.
В союзе автостраховщиков, однако, противоположно оценили обязанность страховать СИМ.
По мнению экспертов РСА, реализация идеи потребует значительных изменений российского законодательства, а именно в нормах, регулирующих регистрацию транспортных средств и закон об ОСАГО.
Сейчас подобные средства передвижения не ставятся на учет в органах ГИБДД, в отличие от автомобилей и мотоциклов. Соответственно, СИМ не имеют госномеров, а без них определить собственника невозможно. Это значит, что подобные средства освобождаются от обязанности страхования гражданской ответственности.
Как пояснил «Российской газете» заместитель начальника управления Российского союза автостраховщиков Андрей Маклецов, главное — понимать, кого требуется страховать, от чего, и кто будет отвечать. В случае с электросамокатами, по мнению Маклецова, это почти невозможно. Он отметил, что эта техника не регистрируется в ГИБДД и для управления электросамокатом не требуется прав.
К слову, изменения нормативной базы для регулирования передвижений на СИМ должны коснуться не только регистрации таких средств, но и в целом их правового статуса. До настоящего времени он все еще не определен.
В соответствии с ПДД по совокупности своих характеристик электросамокаты не могут быть отнесены ни к механическим транспортным средствам, ни к велосипедам, ни к мопедам.
К пешеходам тем временем приравниваются люди, которые передвигаются в инвалидных колясках, ведут велосипед, мопед, мотоцикл, везут санки, тележки, детские или инвалидные коляски и используют для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Таким образом, тех, кто передвигается на подобном транспорте, можно отнести к пешеходам. А значит, чтобы застраховать ответственность владельцев СИМ перед третьими лицами, требуется страховать ответственность пешеходов.
В одном из своих материалов Mafin Media уже попытался разобраться в ситуации и выяснить, повлияло ли недавнее решение Верховного суда России по иску автомобилиста, который оказался фигурантом дела из-за смертельного ДТП с участием электросамоката, на признание электросамокатов транспортным средством. Однако решение ВС РФ оставило больше вопросов, чем дало ответов.
Госавтоинспекция в марте обратилась в своем Telegram-канале к любителям велотранспорта и средств индивидуальной мобильности и рекомендовала придерживаться следующих простых правил:
- не торопиться выезжать на улично-дорожную сеть города;
- перед началом активного использования велосипедов и самокатов восполнить навыки передвижения на закрытых площадках — в парках и скверах.
Перед началом использования самокатов детьми ГИБДД рекомендует повторить с ними основы дорожной дисциплины и норм безопасного поведения:
- Чтобы попасть на другую сторону дороги, необходимо спешиться.
- Переходить проезжую часть следует только по пешеходным переходам и, если переход регулируемый, только на разрешающий сигнал светофора.
- Напомните ребенку, что внезапное появление на проезжей части может закончиться наездом транспорта.
- Обязательно иметь средства пассивной защиты — экипировка и световозвращающие элементы кратно повысят уровень безопасности при участии в дорожном движении.