В отдельном материале Mafin Media уже рассказывал, что кроется за аббревиатурами ABS, ESP, EBD и ASR. Настало время второй части разбора.
BAS (Brake Assist System) — система помощи при торможении. Популярный синоним: AEBS (Advanced Emergency Braking System).
Электроника, помогающая сохранить контроль над авто при интенсивном торможении (в частности, ABS), лучше срабатывает при резком и сильном нажатии на педаль газа. Но в критической ситуации далеко не все водители сделают это правильно. Тогда на помощь приходит BAS.
Как работает. С помощью датчиков на педали тормоза BAS распознает, что вы нажимаете ее быстрее и интенсивнее, чем обычно, и увеличивает давление в тормозной системе. Причем электроника здесь адаптивная. Скорость и сила нажатия тормоза у людей разные, поэтому BAS сопоставляет вашу обычную манеру езды с действиями в экстремальной ситуации. Системы у разных производителей разные, но суть остается: BAS помогает нажимать на тормоз быстрее и сильнее.
Что делает. Вместе с BAS вы гарантированно продавите педаль тормоза так, чтобы максимально активизировать другие электронные устройства — ABS и EBD, которые замедлят автомобиль быстро и подконтрольно. В реальной ситуации система позволяет сократить тормозной путь на несколько метров, которые могут в буквальном смысле оказаться жизненно важными.
HSA (Hill Start Assist) — система помощи при старте на подъеме. Синонимы: HHC (Hill Hold Control), HH (Hill Holder), USS (Uphill Start Support).
Выпускники автошкол помнят, что одним из самых коварных заданий было трогание вверх на подъеме и сопутствующие манипуляции ручным тормозом, рычагом переключения передач и педалью газа. А как выматывает пробка в гору, если у вас автомобиль с механической трансмиссией... Да и АКПП помощь при старте тоже не помешает, особенно если машина тяжелая.
Как работает. Датчики определяют уклон автомобиля — как правило, от 5 градусов. Когда водитель перебрасывает ногу с педали тормоза на газ, электроника дает команду тормозным механизмам удерживать колеса заблокированными, пока двигатель не достигнет оборотов, достаточных для уверенного движения вперед.
Достичь такого эффекта сугубо механическим путем пытались даже в первой половине XX века. Однако безопасными и надежными серийные системы помощи при старте на подъеме стали только при синергии электроники и механики.
Что делает. Для владельцев автомобилей с механической коробкой передач HSA станет серьезным вкладом в общую безопасность, ведь, если на уклоне машина заглохнет или, того хуже, откатится назад, последствия могут быть неприятными. Особенно это актуально для стран юга Европы, где немало гористых регионов, механика до сих пор популярна, а машины часто оснащаются экономичными малолитражными двигателями, которые не особо бодро стартуют в гору.
Автомобилям с «автоматом» HSA в аналогичных ситуациях помогает снизить нагрузку на двигатель и трансмиссию: это увеличивает срок их службы и, на радость «зеленым», снижает выбросы в атмосферу.
HDC (Hill Descent Control) — система помощи при спуске. Синонимы: DAC (Downhill Assist Control), DDS (Downhill Drive Support), DBS (Downhill Brake Control) и др.
Как показывает практика, безопасно спуститься с крутого уклона порой куда сложнее, чем на него подняться, особенно когда под колесами грунтовое или снежное покрытие. Передняя часть автомобиля тяжелее, и колеса спереди больше загружены, потому более легкая «корма» с меньшим сцеплением задних колес так и норовит обогнать инерционный «нос». Так что на сложном спуске есть риск развернуться боком, а то и опрокинуться.
До появления электронных помощников водители (чаще всего за рулем серьезных внедорожников) выходили из такой ситуации, сочетая торможение двигателем с филигранной работой тормозом и рулем. Сейчас на себя эту работу взяли электронно-механические устройства.
Как работает. Чаще всего HDC устанавливают на внедорожники и кроссоверы. Как правило, систему вы активируете принудительно, нажав специальную клавишу. Алгоритм работы, равно как и задействованные механизмы, здесь схож с системой курсовой устойчивости.
Датчики HDC анализируют множество параметров: как загружено каждое колесо, не проскальзывает ли оно, двигается ли автомобиль в направлении, которое вы задаете рулем, не увеличилась ли резко скорость движения вниз и так далее. На основе этих данных HDC выборочно дозирует тормозное усилие на колесах и управляет подачей топлива.
Что делает. HDC поддерживает равномерную, постоянную и, главное, безопасную скорость спуска, которая зависит от крутизны уклона. Когда кажется, что вы уже повисли над лобовым стеклом на ремнях безопасности (примерно при 45 градусах), машина начинает ползти в темпе бредущего пешехода. При этом HDC постоянно следит, чтобы машина точно следовала заданной траектории, и старается немедленно устранить малейшие признаки заноса или сноса.
BLIS (Blind Spot Information System) — система контроля слепых зон. Синонимы: BSD (Blind Spot Detection) и BSW (Blind Spot Warning).
Система заметно проще упомянутых ранее. Настолько, что некоторые автовладельцы устанавливают ее самостоятельно, покупая комплекты для сборки. Также она встраивается во многие серийные автомобили.
BLIS призвана уберечь от одного из самых распространенных типов ДТП — столкновения при перестроении, повороте и схожих маневрах. Обычно это происходит из-за того, что водитель вовремя не увидел в зеркалах заднего обзора транспорт в соседней полосе, когда тот был в непросматриваемой «мертвой» зоне.
Как работает. По принципу действия BLIS приходится родственником хорошо знакомым нам парктроникам. В кузов — чаще всего по бокам заднего бампера — встраиваются ультразвуковые датчики-сонары. Когда в поле зрения этих «локаторов» попадает объект, вплоть до малозаметного мопеда, система подает сигнал в виде загорающегося светодиода.
Что делает. BLIS дает знать, что в соседней полосе находится автомобиль или мотоцикл, который вы не можете разглядеть в боковое зеркало, и что от перестроения необходимо воздержаться. Эту систему можно назвать одной из самых полезных: ДТП из-за неудачной смены полосы происходят ежедневно.
DAC (Driver Alert Control) — система контроля усталости водителя. Смысл ее в том, что автомобиль пытается распознать, когда вы начинаете уставать за рулем, и предупреждает об этом (хорошо, что пока не запрещает вождение). Пожалуй, одна из самых неоднозначных функций, которую одни автоэксперты считают необходимой, а другие — совершенно бесполезной.
Как работает. Система DAC опирается на показания множества датчиков, которые контролируют вас как механически — оценивая движения руля и педалей, — так и непосредственно, наблюдая через видеокамеру за вашей мимикой.
Сначала электроника привыкает к вашей обычной системе вождения, и делает она это довольно быстро — минут за 15–20, ведь водители могут меняться. Она изучает, как вы жмете на тормоз и газ, насколько интенсивно вращаете руль. Одновременно камера смотрит, как часто вы моргаете, клоните голову и так далее. Алгоритм работы зависит от автопроизводителя: где-то разработчики больше доверяют механическим откликам, в другом месте — физическим реакциям.
Как только система понимает, что вы не столь уверенно крутите руль и нажимаете педали, да еще чаще закрываете глаза и клюете носом, она выдает на дисплее рекомендацию — отдохнуть как можно скорее.
Что делает. Считается, что DAC помогает сократить число аварий, произошедших из-за того, что водитель устал или банально уснул за рулем. Критики же утверждают, что в зависимости от настроек производителя система может ошибаться: вовремя не распознать симптомы усталости либо, наоборот, страдать излишней паранойей, призывая отдохнуть вполне бодрого водителя.
В любом случае даже небольшой вклад в копилку общей безопасности идет во благо, и, если DAC хотя бы несколько раз предотвратит серьезные инциденты, значит это того стоило.
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его