• Mafin
  • Mafin Media
  • Разборы
  • Автомобильные аккумуляторы
Автомобильные аккумуляторы

Что надо знать об автомобильных аккумуляторах

18 февраля 2022

Срок службы у батареи под капотом обычно составляет несколько лет, и почти каждый автовладелец рано или поздно сталкивается с необходимостью ее замены. На первый взгляд, это несложно. Но что делать, если вариантов несколько, разброс цен впечатляет, а решение принимать вам? Читать статью Mafin Media, конечно.

Старт или тяга — не все аккумуляторы одинаковы

Начнем с того, что некоторые батареи на вид похожи, но назначение и принцип работы у них совершенно разные. Это знание поможет задать точный поиск. Когда мы говорим об автомобильных аккумуляторах, то имеем в виду исключительно стартерные модели. Их название говорит само за себя: они обеспечивают пуск двигателя внутреннего сгорания с помощью стартера. Этот узел, по сути, работает как электродвигатель и при пуске проворачивает коленчатый вал, запуская цикл с воспламенением топливовоздушной смеси.

Детали ДВС массивные и инерционные, а значит, чтобы провернуть их, нужно за считаные мгновения выдать большую порцию тока, который называется пусковым и измеряется в амперах. Его рекомендованное значение для конкретного автомобиля стоит узнать заранее. А еще важно знать требуемую емкость батареи — то есть количество тока, которое она отдает за определенное время. Измеряется емкость в амперах в час (А·ч).

Рекомендуемую емкость батареи для вашего автомобиля подскажет инструкция к авто или каталог производителей аккумуляторов. Если емкости недостаточно, стартеру не хватит энергии провернуть двигатель. Избыточная емкость тоже не годится: генератору придется работать на пределе возможностей в попытке зарядить батарею «не по размеру», и его усилий может не хватить. Хотя в некоторых холодных регионах, где запускать застывший мотор сложнее, вам могут порекомендовать взять батарею с емкостью чуть больше официально рекомендованной.

Стартовые аккумуляторы чувствительны к разрядке, и частые бесплодные попытки запустить двигатель могут быстро посадить батарею. В этом на опыте убедился, наверное, каждый автолюбитель.

Также существуют тяговые батареи, которые на картинке сайта или полке магазина на первый взгляд можно перепутать со стартовыми. Но их задача почти противоположная: отдавать ток долго и равномерно, питая электродвигатели моторных лодок, электротранспорта, различных механизмов — словом, устройств, в которых нужна тяга. Такие аккумуляторы способны работать почти до самой разрядки.

аккумулятор автомбиля

Напряжение, полярность и посадочное место

Ошибиться с напряжением аккумулятора для легкового автомобиля при выборе в магазине или на сайте сложно: почти все они рассчитаны на бортовую сеть 12 В, и эти параметры указаны особо. Но если допустить маловероятную ситуацию, когда вы берете незнакомую батарею без этикетки с рук, то вам может попасться модель и на 24 В, которые устанавливают на грузовой и легкогрузовой транспорт. В любом случае внимательность не повредит, и это касается всех характеристик аккумулятора.

Один из таких параметров — полярность батареи, то есть расположение ее «плюсовой» и «минусовой» клемм. Прямая, или стандартная, полярность — это когда «плюс» расположен слева, если смотреть на аккумулятор с лицевой стороны (ближе к ней расположены клеммы, и там же обычно клеится этикетка). Если «плюс» справа, полярность называют обратной.

Почему это так важно? Дело в том, что батарея обычно жестко соответствует посадочному месту и развернуть ее не получится, а провода для ее подключения часто весьма короткие, и дотянуться до противоположных краев аккумулятора не всегда возможно. Так что обязательно уточните этот момент.

Оформить страховку ОСАГО

Каким бывает электролит, обслуживать батарею или нет — и при чем тут светофоры

Если вкратце описать принцип работы аккумулятора, он вырабатывает ток путем химической реакции, в которой задействованы электроды, погруженные в электролит — жидкость, состоящую из серной кислоты и дистиллированной воды.

Эта конструкция показала себя проверенной, надежной и работоспособной и потому используется в большинстве моделей. Некоторые аккумуляторы нуждаются в периодическом уходе: обслуживаемые модели ремонтопригодны, в них можно менять не только электролит, но и электроды. Однако под капотом современных легковых автомобилей их редко встретишь.

Малообслуживаемые батареи требуют регулярной, но нечастой (пару раз в год) проверки заряда и уровня электролита. При необходимости вам придется доливать дистиллированную воду или сам электролит. Это не так уж и сложно, если у вас есть гараж или частный дом, но вытаскивать из-под капота тяжелый громоздкий ящик — все равно что производить сервисные манипуляции в городской квартире: сомнительное удовольствие.

Поэтому в наше время распространение получили необслуживаемые батареи, которые требуют полной замены через несколько лет работы. Получается дороже, но удобство того стоит. И сразу предупредим — просто выбросить старый аккумулятор категорически недопустимо и запрещено законом. Следует обратиться в пункт утилизации батарей.

В последнее время нередко встречается реклама удобных и эффективных гелевых аккумуляторов, которые, помимо прочего, менее чувствительны к тряске и вибрациям. Их же часто называют гелиевыми, причем порой в крупных торговых сетях. Внесем ясность: к газу гелию они никакого отношения не имеют, и это написание выше — ошибочное. А GEL-технология действительно существует: в электролит добавляют двуокись кремния, после чего он приобретает желеобразную (гелевую) консистенцию. Вот только особенности выработки тока у такой конструкции отлично подходят для тяговых батарей, но малопригодны для стартовых. Поэтому под капотом вы их мало где встретите.

автомобильный аккумулятор

Если же вам предлагают «гелевую» стартерную батарею, то речь, скорее всего, идет о другой продвинутой современной технологии — AGM (Absorbent Glass Mat). Здесь электролит тоже не «плещется» в корпусе, а пропитывает пористый заполнитель из стекловолокна. Пластины-электроды имеют сетчатую структуру и плотно прижаты друг к другу, чтобы лучше взаимодействовать с активным химическим материалом.

Эта технология помогает совмещать лучшие свойства стартерных и тяговых батарей: AGM-аккумуляторы способны быстро выдать мощный пусковой ток, но и не боятся долгого разряда. Поэтому их часто используют в автомобилях с системой «старт — стоп», где двигатель автоматически глушится при остановках (и постоянно запускается вновь), например на светофорах, но батарея продолжает питать фары, кондиционер, музыкальную систему и т. д. Для обычных автомобилей такие свойства будут излишними, но если у вас много энергоемкой электроники, вроде продвинутой медиасистемы, дополнительной климатической установки и т. п., AGM-технология поможет и здесь (хотя решать следует специалистам).

Модели с жидким электролитом тоже развиваются. Технология EFB (Enhanced Flooded Battery) дешевле AGM и применяется, когда важно получить более устойчивую к разряду конструкцию, чем традиционная, — с увеличенным пусковым током и большим ресурсом. Здесь электроды заметно толще обычного и обернуты специальным синтетическим материалом, который пропитывается залитым между ними жидким электролитом (в AGM, напомним, весь электролит связан внутри стекловолокна).

Что купить в итоге

Прежде всего, повторим, что конкретный аккумулятор по спецификации производителя должен подходить вашему автомобилю. Что касается брендов, лучше ориентироваться на известные имена, но надо помнить, что некоторые не имеют собственного производства и размещают заказы на стороне, а стоят немало. Автор на немецком заводе концерна Johnson Controls лично наблюдал, как по конвейеру плыли совершенно одинаковые коробки высококачественных AGM-батарей и работники клеили на них разные этикетки двух популярных уважаемых марок. Издержки глобализации...

Покупать аккумулятор лучше в специализированных крупных сетях — официальных дилерах аккумуляторных брендов: шанс нарваться на подделку весьма низкий. Преимущество магазина перед доставкой на дом еще и в том, что там можно проверить аккумулятор нагрузочной вилкой — прибором, который имитирует пуск двигателя. Также уточняйте срок и условия гарантии на батарею.

#Авто
#Автоликбез

Подберите самые выгодные условия по ОСАГО

Введите номер авто — данные заполнятся автоматически

или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его

Актуальное

Что такое Mafin?Контакты
Mafin Media
8 800 555 1 555
© 2023 Mafin — информационный сервис ООО "Эл Си Системс" (ОГРН 1157746012126, ИНН 7730004900, юр. адрес: 121087, Город Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Филевский парк, ул Барклая, д. 6, стр. 3. Содействие в подборе страховых услуг и технологическая платформа предоставляются ООО "АбсолютТех" (ОГРН 1187746813528, ИНН 7725497400, г. Москва, улица Ленинская Слобода, дом 19, строение 6, 4 этаж, комната 76). Mafin использует файлы cookies с целью повышения удобства пользования сайтом. Подробнее об условиях использования