Почти все владельцы личного транспорта в нашей стране в зимние месяцы обязаны переобувать автомобили в зимнюю резину — это регулируется действующим техническим регламентом. А когда менять шины и как их подобрать, читайте в материале Mafin Media.
Для начала ответим на основной вопрос: когда следует сменить летние шины на зимние? Температурная граница для осеннего и весеннего переобувания одинакова — это среднесуточный показатель +7 °С. Как только отметка на термометре начинает падать ниже этого порога, летняя резиновая смесь уже не сможет оставаться достаточно эластичной и цепкой для уверенного движения (весной все с точностью до наоборот касается зимних шин).
Тут стоит добавить, что некоторые производители выпускают летние шины с расширенным температурным диапазоном, которые не подведут при неожиданном похолодании до нулевой отметки. Но это лишь для того, чтобы дать вам возможность безопасно доехать до шиномонтажа.
По климатическим параметрам зимние шины подразделяются на модели для мягкой и суровой зимы. Также их называют европейскими и арктическими или резиной для «черных» и «белых» дорог.
Мягкая зима предполагает, что холода обычно держатся не больше трех месяцев, средняя температура находится в районе нуля, заморозки бывают нечасто, и на дорогах преобладает мокрый либо чуть подмороженный асфальт. Но в нашей стране такие «тепличные» условия есть лишь в отдельных южных районах.
Все это означает, что зимние шины для непохожих погодных условий нужны разные. Предполагается, что в теплых регионах от зимних шин больше ожидают хорошей устойчивости и управляемости на мокром и сухом (пусть и подмороженном асфальте), нежели способности уверенно грести в глубоком снегу.
Поэтому «европейские» зимние шины почти всегда нешипованные (а в ряде стран шипы и вовсе запрещены). Внешне их можно опознать по скругленной плечевой зоне и плотному расположению блоков. Это лучше подходит для быстрых поворотов и уверенных маневров на чистом асфальте, чем для передвижения по заснеженной грунтовке. Резиновая смесь у таких шин жестче, чем у «арктических», и она заметно теряет цепкость при температуре ниже −15 °С.
Здесь важно не ошибиться с выбором. Большой личный опыт тестирования шин на полигонах показал, что шины для мягкой зимы в холодную погоду заметно уступают «арктическим» моделям при разгоне, торможении и маневрировании на снегу и льду. Также автор столкнулся с ситуацией, когда недобросовестный продавец в холодном регионе настаивал на приобретении «европейской» шины — видимо, желая избавиться от неходового товара.
Подавляющее большинство автовладельцев в нашей стране зимой ездит в относительно суровых условиях, поэтому и шины у нас на рынке, как правило, «арктические». Это означает, что у них мягкая эластичная резиновая смесь, сохраняющая сцепные свойства даже в морозы ниже −50 °С (а порой и больше). В рисунке протектора преобладают блоки с большим количеством разнонаправленных кромок и канавок — другими словами, с множеством цепляющих и гребущих элементов, — а плечевая зона снабжена развитыми грунтозацепами. Эти особенности характерны как для «арктических» шипованных шин, так и для нешипованных (они же фрикционные, в обиходе — «липучка»).
Весь этот арсенал позволяет вполне уверенно передвигаться по заснеженным и местами обледеневшим дорогам, но, выезжая на чистый асфальт, следует помнить, что повадки таких шин сильно отличаются от поведения летних моделей. Мягкая резина с крупными блоками не так быстро тормозит и не столь резво ныряет в повороты, а реакции на руление становятся как будто смазанными. Опытные водители без труда корректируют свои навыки под зимние условия, но первые дни после переобувания даже им следует быть повнимательнее.
В последние годы шипованные и нешипованные шины (если говорить о качественных моделях) по свойствам движутся навстречу друг другу: первые все лучше тормозят и управляются на чистом асфальте, а вторые увереннее ведут себя на снегу и льду. В то же время представители шинных компаний в один голос утверждают, что новичкам и не особо опытным водителям рекомендуется выбирать шипованные шины, именно из-за их возросшей универсальности и большей безопасности на сложном зимнем покрытии. От себя добавлю, что здесь, конечно, подразумевается современная и неизношенная резина.
Более искушенные водители могут опираться на свой опыт и предпочтения. Нешипованные шины чаще выбирают автовладельцы, живущие в крупных городах, где хорошо чистят улицы, и не особо часто выезжающие на заснеженные загородные дороги, не говоря уже о грунтовых. Еще один весомый довод — «липучки» позволяют переобуться «с запасом», то есть чуть пораньше осенью и попозже весной. Это убережет от неожиданных капризов погоды без необходимости царапать шипами сухой асфальт. Но если вам нередко приходится ездить по снегу, льду и снежному накату, то шипованные шины станут самым рациональным выбором.
Автомобили различаются по многим параметрам: от модели до типа привода. Но производители резины уже учли эти факторы, поэтому просто доверьтесь экспертам. На фирменном сайте каждого уважающего себя бренда, равно как и компаний-продавцов, есть сервис подбора моделей буквально под конкретную машину. Можно пойти и обратным путем. В инструкции к автомобилю обязательно указывают рекомендуемые типоразмеры и индекс нагрузки. По этим параметрам вы также без труда найдете в каталогах нужную резину.
Что касается конкретных шинных брендов, то ориентироваться исключительно на имя не стоит. У каждой компании есть разные модели — премиальные и более бюджетные, новые и не столь свежие, удачные и не очень... Бывает, что модификации внутри бренда различаются буквально одной цифрой в индексе, а повадки на дороге непохожие.
Но и теряться не стоит. Почти все официально допущенные на рынок и получившие необходимые у нас сертификаты качества и безопасности современные модели от зарекомендовавших себя производителей гарантированно довезут вас до места назначения — если вы будете строго соблюдать предписанный скоростной режим и правила движения.
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его