ко всем статьямКо всем статьям

Пора переобуваться. Выбираем шины под автомобиль, регион и водительские навыки

Почти все владельцы личного транспорта в нашей стране в зимние месяцы обязаны переобувать автомобили в зимнюю резину — это регулируется действующим техническим регламентом. А когда менять шины и как их подобрать, читайте в материале Mafin Media.

Для начала ответим на основной вопрос: когда следует сменить летние шины на зимние? Температурная граница для осеннего и весеннего переобувания одинакова — это среднесуточный показатель +7 °С. Как только отметка на термометре начинает падать ниже этого порога, летняя резиновая смесь уже не сможет оставаться достаточно эластичной и цепкой для уверенного движения (весной все с точностью до наоборот касается зимних шин).

Тут стоит добавить, что некоторые производители выпускают летние шины с расширенным температурным диапазоном, которые не подведут при неожиданном похолодании до нулевой отметки. Но это лишь для того, чтобы дать вам возможность безопасно доехать до шиномонтажа.

Определяемся с регионом

По климатическим параметрам зимние шины подразделяются на модели для мягкой и суровой зимы. Также их называют европейскими и арктическими или резиной для «черных» и «белых» дорог.

Мягкая зима предполагает, что холода обычно держатся не больше трех месяцев, средняя температура находится в районе нуля, заморозки бывают нечасто, и на дорогах преобладает мокрый либо чуть подмороженный асфальт. Но в нашей стране такие «тепличные» условия есть лишь в отдельных южных районах.

Все это означает, что зимние шины для непохожих погодных условий нужны разные. Предполагается, что в теплых регионах от зимних шин больше ожидают хорошей устойчивости и управляемости на мокром и сухом (пусть и подмороженном асфальте), нежели способности уверенно грести в глубоком снегу.

Поэтому «европейские» зимние шины почти всегда нешипованные (а в ряде стран шипы и вовсе запрещены). Внешне их можно опознать по скругленной плечевой зоне и плотному расположению блоков. Это лучше подходит для быстрых поворотов и уверенных маневров на чистом асфальте, чем для передвижения по заснеженной грунтовке. Резиновая смесь у таких шин жестче, чем у «арктических», и она заметно теряет цепкость при температуре ниже −15 °С.

арктические и европейские шины

Здесь важно не ошибиться с выбором. Большой личный опыт тестирования шин на полигонах показал, что шины для мягкой зимы в холодную погоду заметно уступают «арктическим» моделям при разгоне, торможении и маневрировании на снегу и льду. Также автор столкнулся с ситуацией, когда недобросовестный продавец в холодном регионе настаивал на приобретении «европейской» шины — видимо, желая избавиться от неходового товара.

«Липучка» или шипы?

Подавляющее большинство автовладельцев в нашей стране зимой ездит в относительно суровых условиях, поэтому и шины у нас на рынке, как правило, «арктические». Это означает, что у них мягкая эластичная резиновая смесь, сохраняющая сцепные свойства даже в морозы ниже −50 °С (а порой и больше). В рисунке протектора преобладают блоки с большим количеством разнонаправленных кромок и канавок — другими словами, с множеством цепляющих и гребущих элементов, — а плечевая зона снабжена развитыми грунтозацепами. Эти особенности характерны как для «арктических» шипованных шин, так и для нешипованных (они же фрикционные, в обиходе — «липучка»).

Весь этот арсенал позволяет вполне уверенно передвигаться по заснеженным и местами обледеневшим дорогам, но, выезжая на чистый асфальт, следует помнить, что повадки таких шин сильно отличаются от поведения летних моделей. Мягкая резина с крупными блоками не так быстро тормозит и не столь резво ныряет в повороты, а реакции на руление становятся как будто смазанными. Опытные водители без труда корректируют свои навыки под зимние условия, но первые дни после переобувания даже им следует быть повнимательнее.

В последние годы шипованные и нешипованные шины (если говорить о качественных моделях) по свойствам движутся навстречу друг другу: первые все лучше тормозят и управляются на чистом асфальте, а вторые увереннее ведут себя на снегу и льду. В то же время представители шинных компаний в один голос утверждают, что новичкам и не особо опытным водителям рекомендуется выбирать шипованные шины, именно из-за их возросшей универсальности и большей безопасности на сложном зимнем покрытии. От себя добавлю, что здесь, конечно, подразумевается современная и неизношенная резина.

шипованные шины

Более искушенные водители могут опираться на свой опыт и предпочтения. Нешипованные шины чаще выбирают автовладельцы, живущие в крупных городах, где хорошо чистят улицы, и не особо часто выезжающие на заснеженные загородные дороги, не говоря уже о грунтовых. Еще один весомый довод — «липучки» позволяют переобуться «с запасом», то есть чуть пораньше осенью и попозже весной. Это убережет от неожиданных капризов погоды без необходимости царапать шипами сухой асфальт. Но если вам нередко приходится ездить по снегу, льду и снежному накату, то шипованные шины станут самым рациональным выбором.

Шины — для моей машины

Автомобили различаются по многим параметрам: от модели до типа привода. Но производители резины уже учли эти факторы, поэтому просто доверьтесь экспертам. На фирменном сайте каждого уважающего себя бренда, равно как и компаний-продавцов, есть сервис подбора моделей буквально под конкретную машину. Можно пойти и обратным путем. В инструкции к автомобилю обязательно указывают рекомендуемые типоразмеры и индекс нагрузки. По этим параметрам вы также без труда найдете в каталогах нужную резину.

Что касается конкретных шинных брендов, то ориентироваться исключительно на имя не стоит. У каждой компании есть разные модели — премиальные и более бюджетные, новые и не столь свежие, удачные и не очень... Бывает, что модификации внутри бренда различаются буквально одной цифрой в индексе, а повадки на дороге непохожие.

Но и теряться не стоит. Почти все официально допущенные на рынок и получившие необходимые у нас сертификаты качества и безопасности современные модели от зарекомендовавших себя производителей гарантированно довезут вас до места назначения — если вы будете строго соблюдать предписанный скоростной режим и правила движения.

Леонид Пащенко
Автор
Подписывайтесь на Telegram-канал Mafin Media и не упускайте новых знаний и возможностей!
Вам может быть интересно