22 августа вступает в силу закон, отменяющий обязательный техосмотр автомобиля для получения полиса ОСАГО. Соответствующий документ в июле подписал президент России Владимир Путин. В тонкостях новых правил разбирается Mafin Media.
До принятия поправок получить полис ОСАГО можно было только после прохождения техосмотра. МВД предложило отказаться от такой практики. По словам главы Госавтоинспекции Михаила Черникова, многие водители оплачивали техосмотр только для оформления полиса. При этом нередко автомобиль не проходил реальную диагностику.
В июне-июле этого года сначала Госдума, а затем и президент Российской Федерации утвердили поправки в закон «О безопасности дорожного движения», из которого была удалена формулировка о необходимости обязательного прохождении техосмотра для легковых автомобилей при получении ОСАГО.
Теперь при оформлении полиса обязательного страхования автогражданской ответственности нужно будет всего три документа:
- свидетельство о регистрации или паспорт транспортного средства;
- паспорт;
- водительское удостоверение.
Поправки не коснутся машин, которые занимаются перевозками: такси, грузовики, маршрутки, автобусы и так далее — для них правила останутся прежними.
Да, правила прохождения технического осмотра и получения диагностической карты не изменятся (во всяком случае пока). Согласно действующему законодательству, легковые автомобили возрастом от четырех до десяти лет должны проходить техосмотр раз в два года, старше десяти — каждый год. Для машин младше четырех лет делать это необязательно.
С 1 марта 2022 года будет ужесточено и расширено наказание за отсутствие диагностической карты. Сейчас от 500 до 800 руб. штрафуют только водителей такси, рейсовых автобусов и грузовых автомобилей.
Однако с начала весны МВД начнет следить (в том числе с помощью камер) за всеми автомобилистами, которые не прошли техосмотр. В случае отсутствия диагностической карты водителю грозит штраф 2 000 руб. Он будет приходить за каждый проезд под камерой, но не чаще раза в сутки.
В Российском союзе автостраховщиков назвали правильным решением отвязку диагностических карт и техосмотра от полисов ОСАГО и заявили, что это «верный шаг для дальнейшего развития обеих отраслей»:
«К сожалению, взаимозависимость ОСАГО и технического осмотра принесла слишком много проблем рынкам обязательной автогражданки и техосмотра. Среди прочих факторов можно отметить проблему недобросовестных посредников, предлагавших водителям купить диагностическую карту для заключения договора ОСАГО. Также нередко возникала ситуация, когда срок действия диагностической карты заканчивался только завтра, а страховой полис истекал уже сегодня. Водители могли заключить договор ОСАГО сегодня и фактически целый год ездить без актуальной диагностической карты, а значит, не проходить технический осмотр и нести потенциальную опасность».
Сергей Ефремов
заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков
По словам главы комитета Госдумы Российской Федерации по финансовому рынку Анатолия Аксакова, все участники рынка оказались солидарны относительно принятого законопроекта:
«Это изменение сначала предлагалось в другом законопроекте, но в целях ускорения его принятия оно было перенесено в этот закон. В принципе, все согласны — и ГИБДД, и автостраховщики, и Банк России — с тем, что получение полиса ОСАГО не должно быть увязано с диагностической картой и техосмотром».
Анатолий Аксаков
председатель комитета Государственной думы Российской Федерации по финансовому рынку.
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его