В российское правительство обратились с инициативой: сделать обязательной для российских школьников сдачу теоретического курса правил дорожного движения (ПДД) в рамках ЕГЭ, а саму дисциплину включить в аттестат зрелости. Mafin Media рассказывает, как авторы объяснили необходимость такого нововведения и как оно будет работать.
Национальный автомобильный союз (НАС) обратился в правительство Российской Федерации с предложением включить теорию ПДД в школьную программу и сдавать экзамен по этому предмету через систему ЕГЭ. При этом пройденный ЕГЭ по данной дисциплине предлагается приравнивать к сданному экзамену по теории вождения в ГИБДД.
Таким образом авторы инициативы надеются решить сразу несколько проблемных задач: сформировать навыки безопасного поведения на дорогах у самых юных участников дорожного движения и снизить нагрузку на межрайонные регистрационно-экзаменационные отделы (МРЭО) ГИБДД.
В НАС считают, что российские школьники получают недостаточно знаний о ПДД, из-за чего периодически попадают в аварийные ситуации. Особенно это касается использования электротранспорта.
Объединение в своем письме правительству приводит неутешительную статистику аварийности с участием детей и указывает, что вопрос о внедрении системного образования в данной сфере давно назрел. При этом сама образовательная программа для детей должна быть составлена на основе типичных ошибок и водителей, и пешеходов.
Статистика аварийности с участием детей до 16 лет за 2020 год в России, по данным ГИБДД:
Кроме того, авторы инициативы подчеркивают, что низкий уровень подготовки отмечается и у молодых водителей. Эти выводы подкрепляются обнародованной статистикой ГИБДД по сдаче нового практического экзамена на права с первого раза. Так, с этим испытанием справились чуть больше 13% кандидатов в водители.
Практика изучения основ Безопасности дорожного движения (БДД) в российских школах действительно существует и включена в обязательный учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Однако количество учебных часов сведено к минимуму, а занятия вне программы, как правило, проходят факультативно.
И хотя специалистами ГИБДД разработано немало методических пособий, мастер-классов, экскурсий, сценарных планов, уроков и других инструментов донесения информации до учащихся начальных, средних и старших классов, по мнению экспертов, этого катастрофически мало для усвоения даже базовых принципов безопасности на дороге.
Вспоминая систему образования в советское время, когда обучение основным навыкам вождения было включено в школьную программу, многие специалисты сходятся во мнении, что обучение безопасности дорожного движения должно быть непрерывным: начинаться в семье и детском саду и, по образцу из прошлого, продолжаться в школах.
С начала 1990-х годов такие уроки исчезли из школьных расписаний, а равноценной альтернативы так и не появилось.
Как предполагают в НАС, обучение теории ПДД в общеобразовательных школах продолжат учителя ОБЖ. С единственной оговоркой — для этого им необходимо будет пройти дополнительную подготовку.
Очевидно, что помимо учителей в этом образовательном процессе требуется участие сотрудников компетентных органов. В связи с этим Национальный автомобильный союз в своем письме в правительство попросил премьер-министра Михаила Мишустина дать поручение Министерству просвещения и МВД, чтобы те подготовили нормативную базу и внесли изменения в существующие учебные программы и документы.
Сданный ЕГЭ по правилам дорожного движения в идее, предложенной правительству, будет приравнен к экзамену по теории вождения в ГИБДД. Но ликвидации автошкол данное предложение не предусматривает, ведь вторую обязательную часть аттестации на права — практическое вождение — никто не отменял.
Получается, что в случае, если эта инициатива найдет свое воплощение, вместе со школьным аттестатом выпускники смогут получить водительское удостоверение.
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его