В 1935 году в Оклахома-Сити, США, появилась первая в мире платная парковка. В Москве она была введена чуть позже — в 2012 году. Но всего за девять лет московский паркинг прочно вошел в жизнь столичных автомобилистов, а эпоха стихийного паркинга осталась позади. Как это происходило, рассказывает Mafin Media.
Правила стоянки и остановки в Москве действовали еще с 1960-х, но до ноября 2012 года за их нарушение не штрафовали. Автомобилисты могли бросать свои машины где попало — на тротуаре или даже на пешеходном переходе, оставляли их на остановках общественного транспорта, вторым рядом, а иной раз и третьим. Такой хаос приводил к огромным пробкам, неблагоприятно сказывался на безопасности дорожного движения и доставлял неудобства пешеходам.
Больше всего страдал центр города — из-за большой концентрации торговых центров, театров, кафе и ресторанов. Оставить свое авто — например, на Ордынке — на все выходные и занять столь ценное место мог любой желающий. А количество автомобилей в Москве каждый год лишь росло.
С 1 ноября 2012 года по 28 февраля 2013 года на двух улицах Москвы — Петровка и Каретный ряд — был реализован пилотный проект по введению платной парковки. Плата за час стоянки составляла 50 руб. Тест показал позитивные результаты: количество машин на этих улицах снизилось, а движение стало более организованным. Скорость движения на этих участках дороги увеличилась на 5–20%, снизилось среднее время парковки с шести-семи часов до трех.
Следующим этапом стало введение 1 июня 2013 года платных зон в пределах Бульварного кольца. Стоимость парковки не изменилась. Результаты собрали уже после трех месяцев нововведения: на 65% сократилось количество нарушений правил парковки, на 25% снизилось количество личного транспорта, въезжающего в пределы платной зоны, на 60% уменьшилось время парковки одного автомобиля.
С 1 июня 2014 года платная зона появилась в районе ММДЦ «Москва-Сити». Там же впервые применили прогрессивный тариф: с 08:00 до 20:00 первые два часа стоянки обходились в 80 руб. каждый, а третий и последующие часы — в 130 руб. В ночное время каждый час обходился в 80 руб. В пределах Бульварного кольца дифференцированный тариф появился уже в 2015 году.
Но на этом изменения не закончились, и с 1 августа 2014 года платное парковочное пространство расширилось на 40% — до границ Третьего транспортного кольца (ТТК). Сперва платными стали 153 улицы в пяти районах: Дорогомилово, Арбат, Хамовники, Пресненский и Тверской. А к 25 декабря 2014 года еще 405 улиц в пределах ТТК и примыкающих к нему вошли в московское парковочное пространство.
Улицы выбирались по принципу наибольшей загруженности — там, где сосредоточены бизнес-центры, торговые комплексы, железнодорожные станции и метро, рынки и парки. Стоимость парковки в данной зоне составила 40 руб. в час. К концу 2016 года Центр организации дорожного движения (ЦОДД) отчитался об улучшениях дорожного движения после ввода платных парковок в пределах ТТК: средняя скорость увеличилась на 7%, а количество ДТП уменьшилось на 27%. На 6% сократилось время парковки.
Но на части улиц дорожная ситуация оставалась сложной, и в декабре 2016 года Департамент транспорта Москвы решил увеличить стоимость парковок на 133 улицах. Для определения нужной стоимости и перечня улиц привлекли Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ). Так появились новые тарифные зоны. На улицах со 100%-й загруженностью, таких как Петровка, Неглинная и Малая Бронная, был установлен максимальный тариф — 200 руб. в час. В центре города стоимость изменилась в зависимости от времени парковки: первые полчаса парковки на улицах внутри Бульварного кольца стали стоить 50 руб., а дальнейшая стоянка обходилась в 150 руб/час. На ряде улиц внутри Садового кольца первый час обходился в 60 руб. и далее — 100 руб. в час. Подорожание коснулось и ряда улиц внутри ТТК: с 40 до 60 руб. за час.
В октябре 2018 года платная парковка вышла за пределы МКАД и была организована на 10 улицах в районе Новокосино. Произошло это из-за открытия станции метро. Жители близлежащих городов Подмосковья — Железнодорожного, Реутова и Салтыковки — по пути на работу оставляли свои машины на ближайших к метро улицах и во дворах домов. Это затрудняло движение и парковку местных жителей. Стоимость стоянки в этом районе составила 40 руб. в час.
В декабре 2018 года бесплатное время парковки сократили в три раза — с 15 до 5 минут, — а на самых загруженных улицах тариф подняли до 380 руб. в час. При этом в парковка в воскресенье на улицах этих районов также стала платной, исключение составили только дни государственных праздников.
Следующий глобальный этап пришелся на февраль 2020 года, когда платными стали еще 80 улиц. В этот раз зоны появились далеко за пределами ТТК, в таких районах, как Люблино, Митино, Новогиреево, Северное и Южное Тушино и другие. Связано это было с обращением местных жителей и муниципальных депутатов. Люди жаловались на нехватку мест около домов: парковочные места там были забиты машинами из Подмосковья.
Последние изменения произошли в апреле 2021 года. Еще 193 улицы стали платными. Но на некоторых участках, таких как Средняя Переяславская улица, Дербеневская набережная, 2-й и 4-й Самотечные переулки, тарифы снизились. На части улиц был применен дифференцированный тариф, а там, где загрузка автомобилями достигала 96%, вступил в силу повышенный тариф: 380 руб/час в дневное время и 200 руб/час в ночное.
Стоимость платной парковки в центре города зависит от загруженности улиц:
! Время бесплатной остановки — 5 минут, а штраф за неоплаченную парковку — 5 000 руб. !
В воскресенье парковки в Москве бесплатны везде, кроме зон с повышенным тарифом в 380 руб/час. Парковка в праздничные дни бесплатна для всех зон.
Стоимость парковки для автобусов и грузовиков несколько различается: первые полчаса стоянки такого транспорта будут стоить от 20 до 190 руб. в зависимости от зоны, а начиная с 31-й минуты цена возрастает до 1 000 руб. за час.
Для тех, кто каждый день ездит на работу в центр, ввели абонементы. Самый дорогой обойдется в 370 000 руб. в год.
Мобильное приложение. Самый простой и быстрый способ. Приложение использует геолокацию и определяет нужный номер стоянки.
Сайт «Парковки Москвы».
SMS-сообщение. Отправляется по номеру 7757 в формате:
номер парковки*номер автомобиля*количество часов (Например: 1002*А111АА799*4).
Паркомат. Не забывайте, что на оплату есть всего пять бесплатных минут.
Голосовой сервис. Доступен по номеру 3210 или +7 495 539 54 54. Необходимо сообщить номер парковочной зоны, продолжительность парковки и номер авто. Если оплачиваете впервые и у вас нет личного кабинета в Московском паркинге, деньги будут списаны со счета мобильного оператора.
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его