Большинство ДТП ограничиваются двумя сторонами — пострадавшей и виновной. Но иногда случаются аварии посложнее, когда участниками становятся сразу три и более машин. Mafin Media рассказывает, как правильно оформить такое ДТП и каким образом страховая урегулирует подобную ситуацию.
Для начала стоит вызвать сотрудников Госавтоинспекции, так как оформить аварию по европротоколу или разъехаться «полюбовно» в таком положении будет весьма затруднительно (впрочем, об этом чуть позже). Далее все зависит от инспекторов ГИБДД. Они могут не расценить дорожно-транспортное происшествие как одно большое и целостное событие, а разделить его на несколько разных ДТП.
Так может произойти, если между столкновением первой и второй машины с третьей прошло некоторое время или в каждой из аварий виновником формально можно обозначить разных водителей.
Пример
Василий на своем BMW X7 двигался по крайней левой полосе с серьезным превышением скорости. Впереди на Audi A4, четко соблюдая скоростной режим, ехал Павел. Василий вплотную прижался к машине Павла и «поморгал» фарами, требуя его пропустить. Павел в ответ на это еще сильнее снизил скорость, вынудив Василия резко затормозить. Однако следом за BMW на своем Mercedes-Benz GLE ехал Вадим. Он не успел вовремя остановиться и въехал в авто Василия, а тот, в свою очередь, через несколько секунд «догнал» машину Павла.
Приехавшие на место сотрудники ГИБДД оформили два ДТП. Участниками первого стали Василий и Вадим. Последний был обозначен как виновник за несоблюдение надлежащей дистанции (статья 12.15 КоАП РФ). Во втором ДТП виновником стал уже Василий — также за то, что не обеспечил безопасное расстояние до впередиидущей машины. Кроме того, водитель BMW был оштрафован еще и за превышение скорости.
По большому счету формат «два вместо одного» удобнее для всех сторон. Ведь в ситуации задействованы несколько полисов ОСАГО, следовательно, выше шанс с помощью страховых выплат полностью покрыть необходимые затраты на ремонт.
Кроме того, если в ДТП никто не получил серьезных травм и соблюдены другие условия, такой алгоритм оставляет возможность оформления по европротоколу. Однако для этого необходимо, чтобы все участники были согласны по обстоятельствам ДТП и оценке повреждений, чего на практике добиться очень сложно.
Несмотря на то что дробление массового ДТП на отдельные эпизоды удобно, в частности, и для сотрудников ГИБДД, в некоторых ситуациях инспекторы могут предпочесть оформить аварию с участием нескольких автомобилей как одно большое происшествие. Чаще всего это происходит, если, например, «паровозик» (один из самых часто встречаемых форматов массовых ДТП), очевидно, образовался по вине одного и того же водителя, а никто из пострадавших автомобилистов попросту не мог избежать столкновения с впередистоящей машиной.
Пример
Антон употребил запрещенные на территории Российской Федерации вещества и сел за руль своей Lamborghini Aventador. На одной из улиц он разогнался и не успел вовремя затормозить, на полной скорости протаранив три машины, которые стояли перед светофором.
Сотрудники Госавтоинспекции, приехавшие на место аварии, оформили ДТП как один инцидент. Виновником происшествия был признан Антон, тогда как остальные три автомобилиста оказались пострадавшими.
Если виновник один, а пострадавших несколько, все они, несмотря на их количество, могут рассчитывать на полноценные выплаты по ОСАГО (конечно, если у виновника был действующий страховой полис). Согласно статье 7 федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», максимальная сумма, которую страховщик виновника может выплатить каждому потерпевшему за ущерб его авто, равна 400 000 руб. Именно каждому, а не на всех пострадавших в совокупности.
Кроме того, страховая компания обязуется возместить вред, причиненный жизни или здоровью пострадавших. Здесь максимальная выплата на каждого составляет 500 000 руб. Если этих денег не хватит для того, чтобы компенсировать весь ущерб, потерпевшие имеют право обратиться в суд и требовать недостающую сумму от виновника. То же самое касается ситуаций, когда у виновной стороны нет полиса ОСАГО. Пострадавшие могут направить досудебную претензию с требованием возместить нанесенный вред либо сразу подать иск, сославшись на статью 1 064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его