Мировой тренд № 1 — отказ от личного авто в пользу общественного транспорта и других более экологичных способов передвижения. Например, кикшеринга. Как с этим обстоят дела в России и какие способы мотивации или демотивации используют в нашей стране, рассказывает Mafin Media.
Пожалуй, это самый известный и широко используемый инструмент ограничения трафика в России. Первые платные парковки в нашей стране появились в ноябре 2012 года в Москве. Тогда в рамках пилотного проекта они были запущены на Петровке и Каретном ряду. Сейчас в столице почти 1500 улиц с платной стоянкой — в том числе в спальных районах.
Подобная практика распространилась и на другие российские субъекты. Платные парковки уже есть в Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Воронеже и еще десятке городов. В то же время в Москве активно развиваются так называемые перехватывающие парковки: водитель может бесплатно оставить машину при условии, что в течение дня он воспользуется метро, МЦК или МЦД.
Для отказа от личного авто у водителя должна быть удобная во всех смыслах альтернатива — в первую очередь вышеупомянутый общественный транспорт. Ожидаемо в Москве и Санкт-Петербурге такой транспорт развит лучше всего. За последние десять лет в столице появилось свыше 50 новых станций метро, открылись МЦК и МЦД, были обновлены автобусные маршруты и сам парк транспортных средств.
В Санкт-Петербурге развитие общественного транспорта тоже идет, хоть не так быстро и масштабно, как в Москве. Кроме того, Северная столица делает ставку не столько на метро, сколько на наземный транспорт: автобусы, троллейбусы и трамваи. То же самое можно было бы сказать и про Екатеринбург. Власти города уже не первый год пытаются провести транспортную реформу (в частности, организовать новые маршруты и модернизировать автопарк), но так и не смогли этого сделать.
Большинство крупных российских городов стремятся повысить не только удобство общественного транспорта, но и скорость его передвижения. Главный инструмент здесь — это организация выделенных полос. Активнее всего их используют в Москве, Казани, Красноярске, Белгороде и Набережных Челнах. Причем столица Татарстана — абсолютный лидер, если смотреть на соотношение протяженности «выделенок» и количества жителей. По этому показателю Казань обгоняет Москву в два с половиной раза.
В то же время власти российской столицы последние пять-шесть лет систематически демотивировали автомобилистов еще и за счет сужения проезжих частей и расширения пешеходных зон в центре города. Для этого даже была запущена целая программа благоустройства «Моя улица», которая до сих пор вызывает неоднозначные реакции горожан.
Отдельно стоит упомянуть велосипедную инфраструктуру. До Нидерландов, Дании или Германии нам далеко, но в России пытаются развивать эту сферу, организуя дорожки и полосы для подобного двухколесного транспорта. Более того, в ближайшем будущем должна появиться велотрасса, которая свяжет Москву и Санкт-Петербург. Первый участок этой дороги протяженностью 21 км открылся в середине сентября в Дмитровском городском округе.
В последние годы серьезное развитие в России получили сервисы краткосрочной аренды. Наиболее массовым стал каршеринг — на данный момент такие сервисы есть в двух десятках отечественных городов. Как утверждают московские чиновники, стоимость аренды машины каршеринга примерно в два раза ниже, чем поездка в такси на то же расстояние. При этом, в отличие от собственного авто, пользователь не тратит деньги на содержание и страховку и имеет возможность бесплатной парковки.
Еще одной альтернативой личному автомобилю стал кикшеринг, то есть аренда электросамокатов. Правда, вместе с ростом популярности таких сервисов возросло и количество несчастных случаев, с ними связанных. Из-за этого власти десятка российских городов всерьез взялись за создание правил по использованию электросамокатов, а Минтранс возобновил работу над аналогичными по сути поправками в ПДД.
Последняя опция — аренда велосипеда — существует во многих российских городах. Но как полноценная замена авто (удобная, мобильная и дешевая) она в большей степени актуальна только для Москвы. В российской столице городская система «Велобайк» в 2021 году насчитывала порядка 700 точек и около 6500 велосипедов.
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его