Российские любители тюнинга давно настороже — ГИБДД все чаще устраивает проверки по выявлению несогласованных изменений в транспортных средствах. При этом самое распространенное нарушение — установка нештатных акустических систем. Разбираемся, чем грозит автовладельцам такая самовольность, может ли быть опасна громкая музыка за рулем и как правильно зарегистрировать аудиотюнинг.
В июле мы уже рассказывали про новый ГОСТ, регламентирующий правила тюнинга автомобилей: он окончательно закрепил порядок регистрации изменений в авто, до этого работавший по другим регламентам.
А в августе власти активно взялись за контроль автомобилей с тюнингом. Например, в Воронеже был проведен рейд, по итогам которого ГИБДД составила 44 протокола о правонарушениях. Самым распространенным нарушением оказалась установка несертифицированных акустических систем.
«Согласно требованиям ПДД, любое изменение конструкции транспортного средства должно быть узаконено. Замена заводских частей автомобиля на другие осуществляется только с разрешения ГИБДД, при этом устанавливаемые детали обязательно должны быть сертифицированы.
Такие на первый взгляд жесткие правила созданы с целью обеспечения на дорогах безопасного движения. Чтобы разрешить установку какой-либо детали на транспортное средство, завод в обязательном порядке проводит полигонные испытания на безопасность, и только после подтверждения, что данное изменение конструкции автомобиля не подвергнет риску участников дорожного движения, деталь сертифицируют и запускают», — отмечают в Госавтоинспекции.
Раньше было удобнее... в автомобилях были специальные гнезда для установки музыкальных систем разных производителей. Но современные транспортные средства имеют сложные музыкальные комплексы, встроенные в штатную бортовую электронику и, следовательно, напрямую связанные с бортовым компьютером машины. Поэтому установка нештатной акустики зачастую превращается в сложный квест.
Современные музыкальные системы встроены в центральную консоль авто. Чтобы заменить магнитолу, нужно снять переднюю панель и найти место для установки новой системы. Сабвуферы и усилитель чаще всего выносят на торпедо или монтируют в багажнике.
С музыкальными колонками также придумывают различные ухищрения. Например, их устанавливают в нише для запасного колеса или в дверях автомобиля. Такие усовершенствования несут изменения в конструкции транспортного средства и могут создавать ошибки в работе штатных устройств и датчиков, которые отвечают за систему безопасности. Именно поэтому такие масштабные переделки в аудиосистеме нужно согласовывать с сотрудниками ГИБДД и проводить проверку в сертифицированных лабораториях.
Важно помнить, что громкий звук во время езды нарушает систему восприятия водителя. Это касается и органов зрения, на которые действует звуковое давление, и органов слуха (водитель, скорее всего, не услышит посторонних звуков, которые могут предвещать беду). Также установленное тяжелое аудиооборудование может нанести травмы при ДТП.
Изменения в конструкции кузова автомобиля при установке нештатной аудиосистемы могут нарушить работу подушек безопасности, что также может привести к плачевным последствиям. Не стоит забывать и о «законе о тишине», который действует в России. Для каждого субъекта Российской Федерации время, когда нельзя шуметь, определяется индивидуально. Но в случае жалобы на автовладельца, слушающего громкую музыку в своем транспортном средстве в неположенное время, водителю будет выписан штраф от 1 000 до 3 000 руб. При повторном нарушении размер штрафа будет увеличен до 4 000 руб.
Впервые пойманным меломанам грозит штраф в размере 500 руб. согласно ч. 1 ст. 12.5 КоАП. Кроме того, водитель может получить от ГИБДД предписание с требованием вернуть авто к заводскому состоянию или зарегистрировать все изменения. Если он этого не сделает в течение трех дней, автомобиль просто снимут с учета.
Во избежание проблем с законом перед установкой дополнительного оборудования нужно:
- Отправить желаемый список доработок в аккредитованную испытательную лабораторию на предварительную техническую экспертизу.
- Получить положительное заключение лаборатории — это касается любого оборудования, не предусмотренного и не сертифицированного производителем.
- Отправить полученные данные в ГИБДД и получить добро на внесение изменений в конструкцию.
- Установить желаемое оборудование (огромный сабвуфер, например), пройти техосмотр и получить диагностическую карту.
- Заново обратиться в лабораторию, получить СБКТС и направиться с ним в ГИБДД.
- Убедиться, что ГИБДД внесла необходимые изменения в ПТС и СТС.
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его