Ко всем статьям

Утилизационный сбор: как он отразится на автомобильных ценах

Правительство Российской Федерации планирует в очередной раз повысить утилизационный сбор. Как это повлияет на российский автомобильный рынок и кто и в каком размере должен оплачивать утилизационный сбор, разбираемся в материале Mafin Media.

Как появился утилизационный сбор

В 2010 году российские власти решили провести эксперимент по стимулированию покупки новых автомобилей. Все, что нужно было сделать, — сдать старый автомобиль и заплатить автодилеру утилизационный сбор в размере 3 000 руб. Взамен выдавался сертификат на 50 000 руб. Важное условие программы — сдаваемое авто должно было быть старше 10 лет, а сертификатом можно было воспользоваться только при покупке автомобиля российской сборки.

Практика оказалась успешной, и в 2012 году были внесены поправки в федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации. С этого момента утилизационный сбор стал обязательным для импортеров легковых и грузовых автомобилей, произведенных за рубежом. Но в 2013 году сбор стал взиматься и с автомобилей, собираемых на территории России.

Зачем нужен утилизационный сбор

Цель утильсбора — убирать с дорог старый, неэкологичный и зачастую небезопасный автотранспорт и давать стимул к покупке новых авто, которые производят меньше вредных выбросов в атмосферу. Полученные средства государство выделяет на льготное автокредитование социально приоритетных категорий граждан (семьи с детьми; медицинские работники; граждане, впервые приобретающие автомобиль).

Сам процесс утилизации совсем не простой и требует качественной инфраструктуры. Возникла потребность в новых перерабатывающих предприятиях и модернизации старых. За счет утилизационного сбора этот механизм был налажен.

Размер утилизационного сбора в 2021 году

Он рассчитывается по простой формуле: базовая ставка умножается на коэффициент. В критерии коэффициента входят мощность и объем двигателя, грузоподъемность, категория авто. Эта формула применяется для всех видов автотранспорта — от легковых автомобилей до спецтехники.

Базовая ставка на июль 2021 года:

  • 20 000 руб.

    — для четырехколесных транспортных средств категории М1 (легковые автомобили вместимостью от 2 до 8 человек) и G (повышенной проходимости  — автомобили с временным или постоянным полным приводом);
    — для спецтранспорта указанной категории.

  • 150 000 руб.

    — для колесных транспортных средств категории M2, M3, N1, N2, N3 и G (повышенной проходимости);
    — для спецтранспорта указанной категории;
    — для шасси колесных транспортных средств категорий M2, M3, N1, N2, N3;
    — для прицепов к колесным транспортным средствам.

  • 172 500 руб.

    — для самоходных машин и прицепов к ним.

Рассмотрим на примере:

Артем купил легковой автомобиль, выпущенный в 2021 году, с рабочим объемом двигателя 1 596 см³ (1,6 л). Размер утилизационного сбора для такого автомобиля будет равен:

20 000 руб. × 8,92 = 178 400 руб.

20 000 руб. — базовая ставка для авто категории М1

8,92 — расчетный коэффициент

Но в ближайшем будущем базовую ставку и коэффициенты планируют повысить. Проект постановления находится в завершающей стадии. Согласно этому документу, ставка на легковые автомобили вырастет с 20 000 руб. до 25 000 руб., на автотранспорт массой от 5 до 8 тонн — со 150 000 руб. до 187 000 руб. На самоходные машины и прицепы ставка меняться не будет, но планируется проиндексировать повышающие коэффициенты.

«Корректировка коэффициентов утилизационного сбора в отношении специализированной техники позволит свести импорт бывшей в употреблении продукции к минимуму, будет способствовать обновлению парка самоходных машин и прицепов, а также позволит российским предприятиям продолжить свое развитие» — говорится на сайте Минпромторга.

Так кто же должен оплачивать утилизационный сбор

Покупатели новых авто не сталкиваются с проблемой уплаты утилизационного сбора — это задача экспортеров и производителей транспортных средств.

Но покупателям, приобретающим подержанное авто, стоит быть внимательными и убедиться, что эта отметка присутствует в ПТС (это касается автомобилей, паспорт которых выписан после 1 сентября 2012 года, когда вступил в силу закон № 89-ФЗ). За автомобили, произведенные до 1 сентября 2012 года, платить утилизационный сбор не требуется.

Есть и льготная категория автовладельцев, кому платить утильсбор не нужно:

  • дипломаты и члены их семей;
  • россияне, которые проживают за границей;
  • беженцы, которые въезжают в Россию на своих автомобилях;
  • владельцы ретроавтомобилей — транспортных средств старше 30 лет, сохранивших оригинальную комплектацию.

Самостоятельно придется платить за своего железного коня тем, кто ввез иномарку из-за рубежа, и тем, кто приобрел авто у льготной категории граждан

утилизационный сбор цена на авто

Как утилизационный сбор отражается на цене автомобиля

Большинство автопроизводителей скорректировали цены еще в начале 2021 года. Связано это было с общей инфляцией и ростом затрат на сырье.

По данным Минэкономразвития, рост цен на легковушки, связанный с увеличением утилизационного сбора, будет невелик: на отечественные и собранные в России иномарки — меньше 1%, а на импортные автомобили — 2%.

Такой небольшой процент связан с тем, что у многих автомобильных компаний, работающих на территории России, есть специальный инвестиционный контракт (СПИК) с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Он компенсирует уплату утилизационного сбора из бюджета государства.

Но процент компенсации зависит от степени локализации производства автомарки в России. Согласно постановлению правительства, подсчет компенсации ведется по балльной системе.

Так, в 2021 году, чтобы получить 100% субсидии, нужно заработать не меньше 3 200 баллов. А к 2025 году для полного возврата с утилизационного сбора компаниям потребуется набрать 5 500 баллов.

Рассмотрим на примере:

Джек — иностранный автопроизводитель, и у него есть СПИК с Минпромторгом. Часть работ компания Джека осуществляет на территории Российской Федерации:

  • Сварка кузова (кабины) — 400 баллов
  • Окраска кузова (кабины) — 500 баллов
  • Штамповка деталей кузова (не меньше 70% от общей массы) — 300 баллов
  • Использование российского металла (не меньше 70% от общей массы кузова) — 200 баллов
  • Производство механической коробки передач и сцепления (включая обработку валов и использование компонентов российского производства) — 770 баллов
  • Производство автоматической коробки передач (включая обработку валов и использование компонентов российского производства) — 770 баллов
  • Производство рулевой системы (включая проведение контрольных испытаний) — 200 баллов
  • Изготовление подвески или пневмоподвески (включая проведение контрольных испытаний) — 100 баллов

В итоге компания Джека зарабатывает 3 240 баллов и сможет полностью компенсировать утилизационный сбор за 2021 год. Но к 2025 году Джеку придется расширить перечень выполняемых работ в России, чтобы получить необходимое количество баллов для стопроцентной компенсации.

Елизавета Блинова
Автор
Подписывайтесь на Telegram-канал Mafin Media и не упускайте новых знаний и возможностей!
Вам может быть интересно