Правительство Российской Федерации планирует в очередной раз повысить утилизационный сбор. Как это повлияет на российский автомобильный рынок и кто и в каком размере должен оплачивать утилизационный сбор, разбираемся в материале Mafin Media.
В 2010 году российские власти решили провести эксперимент по стимулированию покупки новых автомобилей. Все, что нужно было сделать, — сдать старый автомобиль и заплатить автодилеру утилизационный сбор в размере 3 000 руб. Взамен выдавался сертификат на 50 000 руб. Важное условие программы — сдаваемое авто должно было быть старше 10 лет, а сертификатом можно было воспользоваться только при покупке автомобиля российской сборки.
Практика оказалась успешной, и в 2012 году были внесены поправки в федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации. С этого момента утилизационный сбор стал обязательным для импортеров легковых и грузовых автомобилей, произведенных за рубежом. Но в 2013 году сбор стал взиматься и с автомобилей, собираемых на территории России.
Цель утильсбора — убирать с дорог старый, неэкологичный и зачастую небезопасный автотранспорт и давать стимул к покупке новых авто, которые производят меньше вредных выбросов в атмосферу. Полученные средства государство выделяет на льготное автокредитование социально приоритетных категорий граждан (семьи с детьми; медицинские работники; граждане, впервые приобретающие автомобиль).
Сам процесс утилизации совсем не простой и требует качественной инфраструктуры. Возникла потребность в новых перерабатывающих предприятиях и модернизации старых. За счет утилизационного сбора этот механизм был налажен.
Он рассчитывается по простой формуле: базовая ставка умножается на коэффициент. В критерии коэффициента входят мощность и объем двигателя, грузоподъемность, категория авто. Эта формула применяется для всех видов автотранспорта — от легковых автомобилей до спецтехники.
Базовая ставка на июль 2021 года:
Рассмотрим на примере:
Артем купил легковой автомобиль, выпущенный в 2021 году, с рабочим объемом двигателя 1 596 см³ (1,6 л). Размер утилизационного сбора для такого автомобиля будет равен:
20 000 руб. × 8,92 = 178 400 руб.
20 000 руб. — базовая ставка для авто категории М1
8,92 — расчетный коэффициент.
Но в ближайшем будущем базовую ставку и коэффициенты планируют повысить. Проект постановления находится в завершающей стадии. Согласно этому документу, ставка на легковые автомобили вырастет с 20 000 руб. до 25 000 руб., на автотранспорт массой от 5 до 8 тонн — со 150 000 руб. до 187 000 руб. На самоходные машины и прицепы ставка меняться не будет, но планируется проиндексировать повышающие коэффициенты.
«Корректировка коэффициентов утилизационного сбора в отношении специализированной техники позволит свести импорт бывшей в употреблении продукции к минимуму, будет способствовать обновлению парка самоходных машин и прицепов, а также позволит российским предприятиям продолжить свое развитие» — говорится на сайте Минпромторга.
Покупатели новых авто не сталкиваются с проблемой уплаты утилизационного сбора — это задача экспортеров и производителей транспортных средств.
Но покупателям, приобретающим подержанное авто, стоит быть внимательными и убедиться, что эта отметка присутствует в ПТС (это касается автомобилей, паспорт которых выписан после 1 сентября 2012 года, когда вступил в силу закон № 89-ФЗ). За автомобили, произведенные до 1 сентября 2012 года, платить утилизационный сбор не требуется.
Есть и льготная категория автовладельцев, кому платить утильсбор не нужно:
Самостоятельно придется платить за своего железного коня тем, кто ввез иномарку из-за рубежа, и тем, кто приобрел авто у льготной категории граждан.
Большинство автопроизводителей скорректировали цены еще в начале 2021 года. Связано это было с общей инфляцией и ростом затрат на сырье.
По данным Минэкономразвития, рост цен на легковушки, связанный с увеличением утилизационного сбора, будет невелик: на отечественные и собранные в России иномарки — меньше 1%, а на импортные автомобили — 2%.
Такой небольшой процент связан с тем, что у многих автомобильных компаний, работающих на территории России, есть специальный инвестиционный контракт (СПИК) с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Он компенсирует уплату утилизационного сбора из бюджета государства.
Но процент компенсации зависит от степени локализации производства автомарки в России. Согласно постановлению правительства, подсчет компенсации ведется по балльной системе.
Так, в 2021 году, чтобы получить 100% субсидии, нужно заработать не меньше 3 200 баллов. А к 2025 году для полного возврата с утилизационного сбора компаниям потребуется набрать 5 500 баллов.
Рассмотрим на примере:
Джек — иностранный автопроизводитель, и у него есть СПИК с Минпромторгом. Часть работ компания Джека осуществляет на территории Российской Федерации:
- Сварка кузова (кабины) — 400 баллов
- Окраска кузова (кабины) — 500 баллов
- Штамповка деталей кузова (не меньше 70% от общей массы) — 300 баллов
- Использование российского металла (не меньше 70% от общей массы кузова) — 200 баллов
- Производство механической коробки передач и сцепления (включая обработку валов и использование компонентов российского производства) — 770 баллов
- Производство автоматической коробки передач (включая обработку валов и использование компонентов российского производства) — 770 баллов
- Производство рулевой системы (включая проведение контрольных испытаний) — 200 баллов
- Изготовление подвески или пневмоподвески (включая проведение контрольных испытаний) — 100 баллов.
В итоге компания Джека зарабатывает 3 240 баллов и сможет полностью компенсировать утилизационный сбор за 2021 год. Но к 2025 году Джеку придется расширить перечень выполняемых работ в России, чтобы получить необходимое количество баллов для стопроцентной компенсации.
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его