Соблюдение ПДД спасает жизни. И речь не только о скоростных режимах. Ведь водитель должен обеспечивать безопасность всех пассажиров — даже самых маленьких. Как и в чем перевозить новорожденного ребенка и детей других возрастных групп по всем правилам — рассказываем в гайде Mafin Media.
Порядок перевозки детей в легковом автомобиле прописан в правилах дорожного движения России (постановление правительства от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020). В 2017 году в этот документ было внесено понятие детских удерживающих устройств и регламентирована перевозка детей разных возрастов. С тех пор законодательство в этой части не корректировалось.
Согласно действующим правилам перевозки детей в 2021 году, дети младше семи лет в легковом автомобиле и кабине грузовика, оборудованном ремнями безопасности или системой ISOFIX, должны перевозиться с использованием детских удерживающих устройств.
Дети в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) могут ездить на заднем сиденье в детских креслах и без них, но с использованием ремней безопасности. Чтобы родителям ребенка понять, можно ли вытащить детское кресло из автомобиля, нужно ориентироваться на рост и массу (дети ростом свыше 150 см и массой больше 36 кг могут перевозиться вне кресел).
В текущем году некоторые изменения в ПДД все же затронули перевозки маленьких пассажиров, а именно поездки группами в автобусе. Вот некоторые из них:
- детей в автобусе не должно быть больше, чем мест;
- при длительных поездках (больше трех часов) в автобусе должны быть еда, вода и медработник;
- в поездку дольше четырех часов дети до семи лет не допускаются;
- ночью запрещается проезжать больше 100 км;
- стаж водителя с категорией D должен быть не меньше одного года из последних двух лет; к тому же он не должен в течение года привлекаться к административной ответственности (лишение прав или арест) за правонарушения в области дорожного движения.
К выбору удерживающего устройства следует подходить с особым вниманием, так как у перевозки каждой возрастной группы детей есть особенности. Например, для младенцев предусмотрена специальная автолюлька, для детей постарше с высоким ростом используют сиденье без спинки — бустер.
Важным показателем надежности и безопасности модели будет соответствие автокресла одному из международных стандартов: ECE R44/04 или UN R129 (i-Size).
Нормативы для детских удерживающих сидений разработаны с учетом возраста, массы и роста ребенка. Исходя из этого, производители делят детские автокресла на пять основных групп:
Группа 0 — предназначены для малышей от рождения до шести месяцев (масса до 10 кг).
Группа 0+ — для детей от рождения до 1 года (до 13 кг).
Группа 1 — от 9 месяцев до 4 лет (масса — 9–18 кг).
Группа 2 — 3–7 лет (15–25 кг).
Группа 3 — 6–12 лет (22–36 кг).
Обратите внимание:
ISOFIX (International Standards Organisation FIX) — система крепления, разработанная Международной организацией по стандартизации (ISO).
При покупке кресла ознакомьтесь с системами креплений:
- креплением ISOFIX;
- креплением Latch и SuperLatch.
Маркировка
Детское автокресло считается соответствующим стандартам, если все динамические испытания (краш-тесты) и экспертизы были успешно пройдены. Проверьте международный сертификат безопасности ECE R44/04.
Штрафы
За нарушение правил перевозки детей — 3 000 руб. Для таксистов наказание составит 25 000 руб. Для юрлиц — до 100 000 руб. Если ребенок был тяжело травмирован или погиб, перевозчику грозит штраф 500 000 руб. либо лишение свободы на срок до шести лет с аналогичным штрафом.
Что касается штатных ремней безопасности, их использование детьми старше 12 лет на переднем и заднем сиденье так же обязательно, как и у взрослых. Дети до 12 лет на переднем сиденье должны находиться в кресле или другом фиксирующем устройстве. При этом необходимо отключить подушку безопасности.
Череп и грудная клетка новорожденного очень гибкие, и даже относительно небольшой удар может привести к значительной деформации. Поэтому при перевозке младенцев рекомендуется использовать автолюльку с маркировкой 0. Для наибольшей защиты ребенок в автокресле находится в горизонтальном положении, а сама люлька ставится боком, желательно на заднем сиденье.
Кресла этой группы предназначены для детей, которые уже самостоятельно сидят. При этом у ребенка из данной группы все еще идет развитие костей: например, формирование швов между костями черепа заканчивается только к 3–5 годам жизни. Поэтому главная задача автокресла в этой возрастной группе — при возможном ударе ограничить движение головы вперед и защитить ребенка от боковых ударов. Устанавливается сиденье лицом по ходу или против движения и обязательно имеет внутренние ремни.
Более «взрослое» автокресло с регулировкой спинки устанавливается лицом по ходу движения. Система ISOFIX уже может не использоваться (если масса ребенка больше 18 кг). Пристегиваться ребенок может штатными ремнями.
Только к 12 годам кости ребенка по форме и составу перестают отличаться от костей взрослого человека. Перед родителями с детьми из этой группы, как правило, встает вопрос: использовать сиденье без спинки, так называемый бустер, или полноценное кресло группы 2–3. Бустер имеет твердую конструкцию, подлокотники и направляющие для ремня безопасности. Однако многие эксперты считают, что автомобильное кресло — более безопасный способ перевозки ребенка.
Все эти требования к перевозке детей должны соблюдаться и в такси. Многие крупные агрегаторы предоставляют выбор авто с детским креслом.
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его