От ошибок никто не застрахован: ни специалист клиентского офиса страховой компании, ни вы сами — при заполнении онлайн-формы для покупки полиса. Если в страховой договор вкралась неточность или потребовалось внести изменения, это не повод для расторжения документа. Однако затягивать с редактированием не стоит. Как действовать, если нужно исправить или заменить данные в страховке, рассказывает Mafin Media.
Внесение правок в индивидуальные договоры страхования, вне зависимости от того, исправление опечатки это, смена фамилии или добавление водителя в полис ОСАГО, требует направления заявления страховщику.
Кто подает заявление. Обратиться в страховую компанию должен именно страхователь либо его представитель, действующий по доверенности.
Когда требуется вносить изменения. Правки следует вносить при выявлении любого несоответствия — ошибки, неточности, опечатки, неверного подсчета страховой премии — и при изменении персональных, регистрационных данных или некоторых условий договора.
Страховщику можно направить заявления:
! Изменение в полисе, которое может повлечь пересмотр условий страхования — например, владелец страховки желает заменить себя другим человеком, — невозможно. Придется заключить новый договор.
Также не получится внести изменения в срок действия полиса.
В каком виде направлять. Если правок требует бумажный полис — в письменном непосредственно в офисе страховой компании. Сотрудники выдадут заявление и помогут правильно его заполнить. Если страховка была оформлена в форме электронного документа — и в электронном виде, и в письменном при обращении в страховую.
! Страховщик вправе руководствоваться внутренними регламентами и отказать во внесении изменений в полис. Поэтому при необходимости правок и изменений в договоре следует проконсультироваться со специалистом страховой компании.
В период действия договора страхования страхователь обязан незамедлительно сообщить страховщику о новой информации, указанной в договоре. В обязательном автостраховании (ОСАГО) это закреплено законом (п. 8 ст. 15 ФЗ «Об ОСАГО»), в добровольном требование можно найти в правилах компаний.
Так выглядит заявление на внесение изменений в персональные данные:
Как правильно заполнить заявление. Эту информацию подскажет сам страховщик. У одной компании заполняются только те поля, которые требуют правок, — например, если поменялся паспорт, указываются только данные нового документа в соответствующих полях. Остальные графы при этом не заполняются. У других страховщиков необходимо указывать и старые данные в графе.
Чтобы страховая могла оперативно рассмотреть запрос, помимо заявления клиенту страховой, у которого изменились персональные данные, необходимо подготовить документы, подтверждающие изменение информации о нем.
При заключении договора страховая компания и страхователь договариваются обо всех условиях исполнения обязательств. Однако жизненные обстоятельства могут внести свои коррективы и клиенту может потребоваться изменить или даже исключить отдельные положения в договоре, например периодичность оплаты полиса, приобретение дополнительных программ страхования или отказ от них.
! Необходимо знать, что некоторые изменения (например, изменение списка водителей в договоре ОСАГО) могут потребовать доплаты страховой премии.
А при опечатке или ошибке в информации, влияющей на размер взносов, клиент страховой компании должен потребовать разницу и указать реквизиты для перевода.
Типичные ошибки в бумажном полисе ОСАГО — это опечатки в фамилии, имени, отчестве страхователя, дате рождения, в информации о транспортном средстве (VIN-коде или госномере авто, марке и модели) и так далее. Страховщик обязан скорректировать сведения, в которых была допущена ошибка, — вне зависимости от того, по чьей вине это произошло.
Помимо персональных данных измениться могут и регистрационные документы автомобиля, например ПТС и СТС, в том числе при переоформлении бумаг на другого водителя. И расчетные данные, те, которые связаны с определением стоимости ОСАГО: базовая ставка, коэффициенты «бонус-малус» (КБМ), КВС и так далее.
! Из-за большого количества данных, идентифицирующих водителей и автомобиль, важно тщательно проверять каждое заполненное поле. Сотрудник страховой компании вписывает их вручную и обязан передать заполненный полис клиенту для проверки.
Скорректировать полис ОСАГО можно и если документы на машину были утеряны или похищены. В таком случае клиент страховой компании, получивший дубликаты автодокументов, вправе отразить изменения в страховке.
Большинство вносимых в полис правок не влияют на страховой платеж, но, например, если повышается или уменьшается степень риска (добавляется водитель, меняется стаж) или увеличивается, уменьшается, добавляется период страхования, может потребоваться дополнительная оплата или, наоборот, возврат средств клиенту.
В некоторых случаях страховые организации отказываются вносить изменения в действующий страховой полис ОСАГО и предлагают приобрести новый. Банк России в своем информационном письме указал, что это нарушение действующего законодательства Российской Федерации.
В случае оформления электронного полиса (е-ОСАГО) страхователь сам вносит данные и может заявить о необходимых изменениях в страховке онлайн на странице личного кабинета страховой компании.
Для оформления электронного заявления нужно найти функцию «Внести изменения в полис» и указать причину переоформления, а затем заполнить форму с корректными данными. Ответ от страховой компании и новая версия бланка полиса отразятся в личном кабинете, затем полис можно распечатать или скачать на устройство.
Важное предостережение: не стоит вносить правки в полис самостоятельно, даже если это обидная опечатка в имени. С юридической точки зрения эти действия противоправны, и, скорее всего, в них будет усмотрено такое нарушение, как подделка документов. Оформление нового бланка — это формальность, которая не отнимет много времени.
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его