Покупка авто, особенно с пробегом, — дело нелегкое и ответственное. Чтобы избежать лишних затрат и не заблудиться в сложных нюансах, следует хорошо подготовиться. Конечно же, с гайдом Mafin Media.
Прежде всего проверьте сервисную книжку — там собрана информация о техобслуживании и ремонте авто. Добросовестный владелец внимательно относится к ведению этого документа и покажет записи обращений в сервисные центры.
Сервисная книжка чаще всего заполняется у официальных дилеров и представительств. Если работы проводились у сторонних сервисов, лучше запросить подтверждающие бумаги у хозяина. Если собственников было два или больше, стоит узнать, сохранились ли документы от других владельцев.
Поскольку информация, указанная в объявлениях, иногда бывает ложной, проверить «чистоту» авто перед сделкой за небольшую плату можно по базам данных на крупных торговых площадках.
Нередки случаи, когда автомобили продаются сразу после аварий, поэтому очень важно внимательно подойти к следующему шагу — осмотру.
Отнеситесь к нему с особой скрупулезностью — это один из самых дорогих в ремонте элементов автомобиля, который раскроет его прошлое будущему владельцу. Проверьте состояние лакокрасочного покрытия как визуально, так и тактильно. Обратите внимание, есть ли на поверхности царапины, вмятины, следы ржавчины. Любая шероховатость и неровность — сигнал о проведении в прошлом лакокрасочных работ. Перелив цвета также укажет на покраску, поэтому тщательно осмотрите кузов под разными углами.
Кроме того, внимательно осмотрите все крепежи кузовных деталей (болты, спайки, клепки) — их состояние сообщит о монтажных работах. Будьте предвзяты к зазорам между деталями и элементам отделки (накладкам и молдингам). Помните: один новый элемент не может соседствовать со старым, если его установке не предшествовал ремонт. Замену кузовных элементов, незаводские сварки и места шпаклевания определить невооруженным взглядом не так легко. При нахождении их признаков проведите тест с помощью специального устройства.
Толщиномер — прибор, который быстро определит наличие лакокрасочного покрытия на любой металлической части автомобиля. Его можно использовать как с черными, так и с цветными металлами. Работает толщиномер по принципу электромагнита: чем больше его притяжение к кузову, тем тоньше слой краски, нанесенный на авто. Единица измерения прибора — микрон (мкм), одна тысячная миллиметра (1 мкм — 0,001 мм). Обязательно проверьте кузов по всему периметру — точечная шпаклевка всегда оставляет "следы".С завода авто уезжает, как правило, с показателем 100–140 мкм. Если прибор показывает 200 мкм и больше, краску наносили повторно. Серьезный кузовной ремонт необходим, если на приборе больше 1 000 мкм. Предельное значение толщиномера — 2 000 мкм.
Маркировка в углу каждого стекла — важная для вас информация. Об оригинальности элемента расскажет отметка о производителе, серии и годе выпуска. Любое несоответствие — тревожный признак и повод задать продавцу дополнительные вопросы.
Здесь также важно сосредоточиться на поиске вмятин, ржавчины и любых повреждений. Почти все замеченное на поверхности авто найдет отражение под капотом. Во время осмотра лучше иметь при себе фонарик. Он также пригодится для проверки VIN-кода (идентификационный номер ТС). На некоторых марках код расположен на внутренней стороне крыла. Начертание VIN-кода должно быть четким. Потертость этой области может свидетельствовать о «врезке» или «перебитии» номера.
Оптика автомобиля тоже содержит информацию о производителе, годе выпуска и типе лампы. Маркировки, как и в случае со стеклами, должны совпадать с заводскими.
Профессиональную проверку следует доверить экспертам, но даже при личном осмотре есть нюансы, которые укажут на наличие существенных проблем в работе мотора. Ищите коричневые масляные пятна — верный признак утечек в прокладке. Проверьте бачок с тормозной жидкостью, он тоже не должен протекать. На большинстве автомобилей доступ к этому резервуару открыт — его несложно найти в моторном отсеке, но иногда он спрятан под другими деталями или панелями. Ориентируйтесь на название: «бачок» — это действительно маленькая емкость с крышкой. Еще один подозрительный знак — вымытый двигатель. Если продавец так тщательно подготовился к продаже, возможно он пытался смыть следы утечек технических жидкостей.
Снимите ее. Вокруг крышки не должно быть масляных запотеваний, а на внутренних стенках — остатков пены. Эти признаки подтверждают наличие утечки. Загляните в бак и оцените цвет охлаждающей жидкости. Если он коричневый, жидкость не менялась и, вероятно, в прокладке головки есть течь. Бак антифриза довольно объемный, в отличие от бачка тормозной жидкости. Его расположение также варьируется в зависимости от модели авто, но отличительный признак резервуара — цвет жидкости: антифриз бывает розового, синего, зеленого или желтого оттенка.
Перед инспекцией заглушите двигатель и подождите 5–10 минут, поскольку жидкость должна стечь в масляный кратер. Вытяните проверочный щуп. Цвет масляного следа должен быть светлым у бензинового двигателя. Темный цвет жидкости допускается, только если отсутствует горелый запах. У дизельного мотора масло темнеет гораздо быстрее, а следовательно, является вариантом нормы. Что касается турбированных бензиновых двигателей, оттенок масла отступает от эталонного золотистого цвета каждые 1 000 км. Резервуар должен быть полным: правильный уровень масла — когда отметка находится между метками «min» и «max».
Срок службы этих элементов в среднем составляет от 50 000 до 100 000 км пробега, так что проверка их внешнего вида особенно актуальна при осмотре авто с большим пробегом.
Ее можно провести самостоятельно. Для этого понадобится компьютер, планшет или смартфон, провод с соответствующим разъемом и специальные программы или приложения (Scanmaster, ScanDoc, OBD Car Doctor). Найти диагностический разъем обычно можно в районе рулевой колонки. Компьютер считает информацию от электронных блоков и отобразит реальные показатели приборов.
Надо учесть, что для детальной диагностики потребуется специальное оборудование. OBD-сканеры не дадут полной информации обо всех ошибках в блоках и не покажут, был ли скручен пробег. Но могут рассказать о последней дате сброса ошибок по двигателю. Компьютерную диагностику технически сложных автомобилей лучше доверить профессионалу.
При запуске авто обратите внимание на подсказки бортового компьютера: предупреждающие сигналы, как правило, появляются при повороте ключа или нажатии кнопки запуска. Не разбираетесь в индикаторах? Ничего страшного: самые популярные символы и их расшифровку вы найдете в инфографике Mafin Media.
С согласия продавца постарайтесь заглянуть под машину. Важно оценить состояние выхлопной системы, нет ли темных пятен или подтеков. Ищите также ржавчину, вмятины и следы ремонтных работ. Обратите внимание на места крепления подрамника и подвески, а особенно на их геометрию.
Во время заезда авто должно заводиться без усилий и посторонних звуков: дребезжания и скрежета. Обязательно испытайте коробку переключения передач (КПП) в различных условиях передвижения: в горку, с горки, по прямой дороге, при малых, при резких ускорениях. Если автомобиль позволяет менять режимы КПП, проверьте это при смене режимов (Sport, Eco, Comfort и пр.). Работа мотора и коробки передач отличается в этих режимах и может проявить некоторые неполадки. Следует обратить внимание на любую вибрацию и толчки. «Дрожь» на малых скоростях свидетельствует об износе ведущих механических частей.
Осмотрите тормозные диски (если на авто установлена дисковая тормозная система). На них не должно быть глубоких полос по окружности. Попробуйте нажимать на педаль в режиме паркинга (следите за всеми звуками) и обязательно испытайте тормоза на дороге: резко остановитесь и оцените поведение машины. На неисправность в тормозной системе также может указать поведение руля. Любое его отклонение — симптом расстройства тормозного суппорта.
Опрятный салон много расскажет об истории авто. Проверьте кресла и обивку на наличие дыр и пятен, а стыки блоков и деталей — на зазоры и царапины. Сядьте в автомобиль и оцените работу кондиционера и приборной панели, электропакета (стеклоподъемники, привод стекол, подогревы и т. д.), а также состояние обшивки.
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его