Научно-исследовательский институт «НАМИ» разработал проект национального стандарта средств индивидуальной мобильности (СИМ) — электросамокатов, моноколес и аналогичного транспорта. Mafin Media рассказывает, какие правила хотят прописать в этом ГОСТе и что это может значить для любителей электросамокатов и кикшеринга.
В начале мая ФГУП «НАМИ» подготовил проект национального стандарта, на который обратила внимание газета «Коммерсантъ». Как утверждает издание, над документом работают сразу несколько ведомств. Помимо НАМИ к подготовке стандарта под названием «Электрические средства индивидуальной мобильности. Технические требования и методы испытаний» имеет отношение Минпромторг и столичный Дептранс.
В документе, с которым ознакомился и Mafin Media, отмечается, что люди все чаще прибегают к электросамокатам, гироскутерам, моноколесам и другим электрическим средствам индивидуальной мобильности как доступной альтернативе личному и общественному транспорту. «Вместе с тем данный вид транспорта может представлять опасность для окружающих, особенно в условиях отсутствия его надлежащего нормативно-правового регулирования», — пишут авторы проекта нацстандарта.
Ключевой пункт проекта ГОСТа — ограничение максимальной скорости «средств индивидуальной мобильности» до 25 км/ч. Разработчики документа хотят, чтобы этот лимит был технически предусмотрен заводом-изготовителем. Кроме того, подобные устройства, согласно стандарту, должны иметь светоотражатели и маркировку с наименованием производителя, годом выпуска, максимальными мощностью и грузоподъемностью.
Еще один важный момент — в проекте ГОСТа четко оговаривается, что документ не распространяется на инвалидные коляски, электрические велосипеды и устройства, имеющие максимальную конструктивную скорость более 25 км/ч. Последние, как подчеркивают авторы документа, должны быть классифицированы в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
В пресс-службе сервиса краткосрочной аренды электросамокатов Whoosh отметили, что их устройства уже сейчас ограничены в мощности и скорости, а принятие ГОСТа в первую очередь принесет «больше конкретики и порядка частным самокатам».
«Во многих городах кикшеринг стал фактически новым видом городского транспорта: пользователи пересаживаются с автомобилей, каршеринга, используют самокаты в сочетании с общественным транспортом. При этом самокаты до сих пор находятся в „серой зоне“. Кикшеринговые самокаты, ограниченные в скорости до 25 км/ч и в мощности до 0,25 кВт, объединены в одну категорию с частными, зачастую обладающими мощностью мопеда и развивающими скорость до 100 км/ч. Необходимо определить место самокатов в городе и разграничить их по техническим характеристикам».
Денис Балакирев, пресс-секретарь сервиса Whoosh
В то же время, по словам Балакирева, в текущей редакции проекта ГОСТ нуждается в доработке. В Whoosh добавили, что у компании есть возможность высказать свое мнение и пожелания к этому документу.
В сервисе проката электросамокатов Urent придерживаются схожей позиции: правила нужны в первую очередь для «частников», а не для арендных компаний, которые уже их соблюдают.
«Наши электросамокаты изначально запрограммированы на скорость до 25 км/ч и имеют техническую возможность ограничивать скорость до необходимых значений. В частности, в Москве более 100 медленных зон, где действуют ограничения скорости до 15 км/ч, в отдельных зонах до 10 км/ч. Поэтому в нашей работе ничего не изменится, наши самокаты так работают в течение трех лет. Однако сейчас эти правила соблюдают только шеринговые сервисы, а для безопасности необходимо, чтобы это делали все пользователи электросамокатов, в том числе владельцы частных электросамокатов».
Алена Сухаревская, пресс-секретарь сервиса Urent
В Urent подчеркнули, что сами «поступательно выступают за введение правил пользования электросамокатами и совместно с Минтрансом разрабатывают поправки в ПДД». Между тем, по мнению основателя движения городских самокатов Letʼs Kick Александра Нилова, принятие ГОСТа раньше изменения правил дорожного движения преждевременно.
«Очень странно выглядит введение жестких, практически заградительных ограничений на фоне отсутствия правил дорожного движения для средств индивидуальной мобильности. Кажется, что логичнее было бы ввести правила, а затем уже вводить ограничения».
Александр Нилов, основатель движения городских самокатов Letʼs Kick
Автоюрист и адвокат общественного движения «Свобода выбора» Сергей Радько и вовсе считает, что принятие национального стандарта без внесения поправок в ПДД и федеральный закон «О безопасности дорожного движения» абсолютно бесполезно. По его словам, владельцы СИМ должны руководствоваться именно этими нормативными актами и нести ответственность в соответствии с административным и уголовным законодательством.
«Ситуация действительно довольно странная. Предлагается ввести ГОСТ, но при этом чего конкретно он коснется — непонятно, поскольку средства передвижения, на которые он будет распространяться, нигде не конкретизированы и не систематизированы. По сути, это называется «ставить телегу впереди лошади».
Думаю, сначала надо бы подробно расписать в ПДД права, обязанности и ограничения для владельцев СИМ, и только потом ГОСТом ограничивать их оборот и регламентировать технические требования именно с целью привести их в соответствие с ПДД, но никак не наоборот».
Сергей Радько, адвокат
Еще одна проблема, по мнению Радько, заключается в том, что никакого механизма эффективного контроля соответствия СИМ нормам будущего нацстандарта не существует. «Техосмотр они (как теперь уже и множество автомобилей) не проходят, регистрация и номерные знаки не нужны, а значит, контролировать их состояние невозможно, и это создаст возможность обойти любые технические ограничения путем нехитрого чип-тюнинга», — уверен автоюрист.
Статус электросамокатов в России с юридической точки зрения все еще не определен. Минтранс и МВД с 2019 года пытаются выработать единые правила для средств индивидуальной мобильности, под которыми подразумевалось бы любое малогабаритное устройство для передвижения человека, кроме велосипедов и инвалидных колясок. Для таких транспортных средств также предлагалось ввести специальные знаки, разметку и четкие условия эксплуатации в городе. В апреле 2020 года Минтранс доработал соответствующий проект, а осенью того же года в МВД заявляли о скором принятии поправок в ПДД.
В 2021 году соответствующие изменения в законодательство выносила на обсуждение Общественная палата Российской Федерации. Тогда члены ОП дополнительно предложили приравнять к мопедам любое транспортное средство, имеющее одно или несколько колес и работающее за счет электродвигателя (электросамокаты, гироскутеры, сигвеи и так далее). В октябре 2021 года Минтранс и МВД объявили, что подготовили окончательную версию проекта поправок. Однако до сих пор они не были приняты.
Весной 2022 года про средства индивидуальной мобильности вновь заговорили после резонансного решения Верховного суда Российской Федерации, которое посчитали признанием электросамокатов транспортным средством (Mafin Media рассказывал, почему это не так).
А немногим позднее Совет Федерации предложил ввести аналог ОСАГО при эксплуатации электросамокатов и других СИМ. Впрочем, в Российском союзе автостраховщиков к этой идее отнеслись скептически и отметили, что реализация потребует серьезных изменений действующего законодательства.
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его