Общественная палата Российской Федерации запускает всероссийский проект «Общественные поправки в ПДД». Совещательный орган начал собирать идеи от заинтересованных граждан и ведомств, чтобы на их основе переиздать действующие правила. Это может стать самым радикальным изменением ПДД с 1994 года. Что будет с электросамокатами, скоростными лимитами, беспилотными авто и другими «болевыми точками» на дорогах страны, рассказывает Mafin Media.
Действующим правилам дорожного движения скоро исполнится 30 лет. Они были изданы в 1993 году и корректировались уже более 50 раз. Однако c января 2021 года в России начал действовать мораторий на точечное изменение ПДД, а потребность во внесении правок сохранилась. Некоторые вопросы регулирования морально устарели либо ждут большей конкретизации. Так, пресловутые средства индивидуальной мобильности (СИМ), а именно электросамокаты, до сих пор не регулируются правилами дорожного движения.
При этом эксперты отмечают, что следует не только собрать актуальные предложения для внесения изменений в ПДД, но и классифицировать их — разделить на «срочные» и «систематические», чтобы правки не сбивали с толку ни водителей, ни пешеходов. Еще один приоритет — сделать правила доступными и понятными даже для самых юных участников дорожного движения.
Госавтоинспекция инициативу Общественной палаты поддерживает, но с изменением текста правил пока рекомендует не спешить.
По словам председателя комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александра Воронцова, общественный орган будет добиваться включения наиболее актуальных предложений в новую редакцию ПДД.
Особую важность общественники придают появлению на дорогах новых видов транспорта — электросамокатов, моноколес, гироскутеров и т. п.
За несколько лет количество подобных транспортных средств в российских городах разительно возросло, равно как и ДТП с их участием — в том числе со смертельным исходом. С точки зрения правил дорожного движения и федерального закона «О безопасности дорожного движения» электросамокатов и других подобных средств передвижения попросту не существует. Минтранс и МВД уже несколько лет пытаются внести поправки в ПДД и закрепить там термин «средства индивидуальной мобильности (СИМ)». Но сейчас электросамокаты — юридически абсолютно «серая» зона, что признают и кикшеринговые сервисы.
При этом подобный транспорт может набрать скорость, из-за которой его уже следует приравнять к мопеду, что, в свою очередь, требует получения водительских прав категории А.
Правовой статус роботов-курьеров, передвигающихся как по дорогам, так и по пешеходным зонам, также пока не определен: автономные курьеры никак не классифицированы в ПДД. Тем не менее, по мнению некоторых экспертов, они наряду с обычными пешеходами де-факто являются участниками движения. Получается, что если робот совершит наезд или столкнется с любым другим транспортным средством, он станет виновником ДТП, а значит, на такого курьера распространяются все действующие нормы и, что немаловажно, ответственность за совершенное нарушение.
Особняком в правилах дорожного движения пока еще стоят и машины с автопилотом. И хотя умный автомобиль расширяет возможности «классического» транспортного средства, вопросы регулирования этого транспорта вызывают все больший резонанс. А именно из-за правового вакуума. Законодательно правительством утвержден комплекс мероприятий по их тестированию и поэтапному вводу в эксплуатацию на дорогах общего пользования. Более того, представлен законопроект, закрепляющий правила эксплуатации для беспилотных автомобилей, передвигающихся по дорогам без участия водителя, подготовленный Минтрансом. Но документ так и не был внесен в Госдуму.
«Сейчас все большую актуальность приобретает тема беспилотных автомобилей: их разрабатывают и тестируют, при этом взаимодействие таких авто с другими участниками дорожного движения никак не отражено в ПДД. Есть также вопросы, которые затрагивают уже вполне устоявшуюся многолетнюю практику: каким образом должно регулироваться передвижение автомобилей по лесным дорогам или по льду водоемов зимой? Нынешняя редакция ПДД не дает ответа. В ней также не содержатся уже давно существующие термины, такие как, например, „парковочный карман“. Я уверен, что наши граждане расскажут нам еще о многих аспектах, которые необходимо отразить в новой редакции ПДД».
Александр Холодов, член Общественной палаты Российской Федерации.
При этом, по мнению генерального директора АНО «ПравоРоботов» Никиты Куликова, для правового регулирования беспилотников необязательно разрабатывать отдельный закон: достаточно внести корректировки в действующие ПДД в части определения ответственного лица.
С учетом последних санкционных ограничений остро стоит вопрос о штрафах за возможные мелкие неисправности машин, в связи с чем общественники предлагают смягчить контроль, например, за разбитыми фарами на фоне подорожания автозапчастей.
Еще одна долгоиграющая и актуальная тема — пересмотр базового лимита скорости в городах с 60 до 50 км/ч. Власти настаивают на этом снижении, а весной 2021-го в очередной раз заговорили о пересмотре или отмене нештрафуемого порога в 20 км/ч. Глава ведомства и заммэра Москвы Максим Ликсутов на протяжении нескольких лет призывал правительство снизить лимит на улицах до 10 км/ч, оставив 20 км/ч для магистралей. Главный аргумент Дептранса — пересмотр порога в меньшую сторону позволит сократить число смертельных ДТП. Но проблема на деле глубже: сейчас в ПДД нет понятия средней скорости, а значит, нельзя наказывать за подобное нарушение без привязки к конкретной дистанции.
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его