На протяжении последних нескольких лет российские власти безуспешно пытаются решить вопрос правового регулирования электросамокатов. Но средства индивидуальной мобильности, как их хотели окрестить Минтранс и МВД, до сих пор не получили юридического статуса. Mafin Media рассказывает, почему электросамокаты все еще не попали в ПДД и когда это может произойти.
С конца 2010-х каждое лето в России неизменно начинается с одного и того же вопроса — что делать с электросамокатами. Каждое резонансное ДТП с их участием поднимало обсуждение о необходимости юридического регулирования этого транспорта. Еще в 2019 году Минтранс и МВД решили ввести единые правила для так называемых средств индивидуальной мобильности (СИМ). Под этим словосочетанием министерства понимали любое малогабаритное устройство для передвижения человека, кроме велосипедов и инвалидных колясок.
Помимо этого для таких транспортных средств предлагалось ввести специальные знаки, разметку и четкие условия использования в городе. В апреле 2020 года Минтранс доработал соответствующий проект, а осенью того же года в МВД заявляли о скором принятии этих поправок в ПДД. В октябре 2021 года Минтранс и МВД снова объявили о подготовке финальной версии проекта изменений. Однако они так и не были официально утверждены. Начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД Дмитрий Митрошин в июне 2022 года объяснил приостановку процесса тем, что ПДД попали под механизм регуляторной гильотины и внесение поправок в них возможно только путем переиздания ПДД целиком.
С точки зрения правил дорожного движения и федерального закона «О безопасности дорожного движения» электросамокатов и других подобных средств передвижения попросту не существует. Формально, если электросамокат имеет «номинальную максимальную мощность в режиме длительной нагрузки» менее 0,25 кВт и развивает скорость не выше 50 км/ч, его можно приравнять к велосипеду. Если устройство имеет мощность от 0,25 до 4 кВт, то оно уже подпадает под свойства мопеда. А значит, на управление таким средством передвижения требуются права категории M. А если мощность электросамоката больше 4 кВт, его владельцу и вовсе нужно иметь удостоверение категории A.
Но все это чисто на бумаге. Правоприменительная практика относительно электросамокатов чрезвычайно разнообразна и неоднородна. Полиция и суды в каждом отдельном случае трактуют нормы по-разному. Например, в октябре 2020 года суд в Казани оштрафовал пользователя арендованного самоката на 30 000 руб. и лишил водительского удостоверения на полтора года за отказ пройти медосвидетельствование. Полицейские руководствовались тем, что на самом самокате в качестве максимальной мощности было указано 0,35 кВт.
Суд же ориентировался на протокол правоохранителей. При этом кикшеринговый сервис предоставил справку из МАДИ, в которой было указано, что допустимая скорость самоката ограничена 25 км/ч, а номинальная максимальная мощность самоката в режиме длительной нагрузки не превышает 0,18 кВт. Однако к этим аргументам суд по какой-то причине не прислушался.
Более того, единого мнения нет даже у Верховного суда Российской Федерации. Так, весной 2022 года ВС РФ фактически разрешил относить электросамокаты к транспортным средствам (но подробнее о деталях этого дела лучше почитать в отдельном материале). А уже в июле 2022 года суд принял диаметрально противоположное решение, приравняв водителя электросамоката к пешеходу, — при этом в деле даже не учитывалась мощность устройства. Решение было принято исходя из того, что в «ПДД нет такого средства передвижения, как электросамокат».
Неопределенность юридического статуса электросамокатов доставляет проблемы не только пользователям этих устройств, но и другим участникам дорожного движения. Например, если владелец электросамоката решит выехать на оживленную автомобильную дорогу (а такое, судя по судебной практике и многочисленным видеосвидетельствам, случается нередко) и станет виновником ДТП, он может спокойно покинуть место аварии: в лучшем случае его удастся найти по камерам видеонаблюдения и затем в судебном порядке возместить ущерб пострадавшему, в худшем — ему ничего не будет. И в той и в другой ситуации максимум, который грозит самокатчику, — мизерный штраф.
В конце июня 2022 года президентский Совет по правам человека (СПЧ) провел заседание с участием представителей московского Дептранса и представителей МВД, по итогу попросив российское правительство ускорить принятие поправок в правила дорожного движения и разработку ГОСТа для средств индивидуальной мобильности. Тогда глава СПЧ Валерий Фадеев заявил, что СИМ «вызывают все больше неудобств, есть заметное число погибших, довольно много травм». А член СПЧ Кирилл Кабанов предложил запретить управлять электросамокатами и похожим транспортом до 18 лет.
На том же заседании начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД России Митрошин объяснил, что сейчас правительство ищет возможность регламентировать движение СИМов без перевыпуска ПДД. Но когда эти изменения могут быть приняты, по-прежнему непонятно. По словам директора по маркетингу и PR сервиса Whoosh Юлии Камойлик, сейчас кикшеринговая компания вместе с другими сервисами аренды электросамокатов — Urent, «Яндекс Go» и т. д. — участвует в обсуждении поправок в ПДД.
Между тем, как считает Камойлик, «самокаты и их аварийность кажутся демонизированными». По ее словам, на 55 млн поездок в 2021 году пришлось всего 19 аварий с кикшеринговыми самокатами.
«Самокаты явно безопаснее автомобилей, безопаснее даже велосипедов (и на этот счет есть исследования), но очевидно, чем популярнее самокаты — и частные, и кикшеринговые, — тем больше поездок и больше страшных видео в Сети. Это не значит, что нет необходимости что-то менять. Самокаты пришли в города, с кикшерингами или без — они будут ехать по городам. Нужны четкие правила, нужно учить этим правилам и дать возможность их исполнять — начать возводить инфраструктуру, которая нужна не только самокатам, но и велосипедам».
Юлия Камойлик
директор по маркетингу и PR сервиса Whoosh
В беседе с Mafin Media Камойлик добавила, что Whoosh уже сейчас пытается сделать более безопасными поездки как для водителей СИМ, так и для других участников движения. Например, с 2021-го у сервиса работает школа вождения электросамокатов, а до конца этого года кикшеринговая компания планирует запустить алгоритмы, которые позволят учитывать «агрессивное вождение» и поездки вдвоем.
Кроме того, на нерадивого водителя электросамоката можно пожаловаться в техподдержку. Достаточно прислать видео или фото нарушения, дату, время и место — сервис сможет установить, что за самокат ехал в этой точке и кто им управлял, и примет меры: выпишет штраф или заблокирует нарушителя.
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его