Личный кабинет
  • Mafin
  • Mafin Media
  • Термины
  • Временная и постоянная регистрация

Временная и постоянная регистрация — что это и как оформить

21 июля 2022

«Прописка» звучит как что-то советское и само собой разумеющееся. Ее необходимость можно осознать весьма внезапно, например после покупки апартаментов, в которых регистрация невозможна. Что такое прописка, какие права она дает и где можно оформить временную и постоянную регистрацию, рассказывает Mafin Media.

Постоянная и временная регистрация — что это

Постоянная регистрация — штамп в паспорте с адресом места жительства. Бессрочная регистрация возможна только в унаследованном, социальном или оформленном в собственность жилье.

Временная регистрация — свидетельство с адресом места пребывания: больница, отель или съемное жилье. Документ оформляется с разрешения собственника жилого помещения на срок от 90 дней до пяти лет, при этом постоянная регистрация остается.


По закону граждане Российской Федерации обязаны иметь регистрацию по месту жительства и при необходимости по месту пребывания. Регистрация нужна для учета и социального обеспечения: прикрепления к поликлинике, детскому саду, школе, МФЦ и так далее.

Отсутствие регистрации не должно влиять на трудоустройство гражданина, оказание ему медицинской помощи и другие социальные блага. Но на деле получить водительские права, заграничный и даже гражданский паспорт без регистрации почти невозможно. Не говоря уже об участии в выборах и оформлении кредитных и других договоров.

Уголовной ответственности за отсутствие постоянной или временной регистрации нет, но пребывать в населенном пункте на территории России без регистрации можно не более 90 дней. Иначе — штраф: в Москве или Санкт-Петербурге — от 3 000 до 5 000 руб., в других населенных пунктах — от 2 000 до 3 000 руб.

Историческая справка

Термин «прописка» появился в 1925 году в постановлении Совета народных комиссаров РСФСР «О прописке граждан в городских поселениях».

В то время создавались гражданские паспорта. Предполагалось, что прописка позволит контролировать миграцию граждан и влиять на нее. Так, по приезде в городское поселение более чем на трое суток гражданин должен был прописаться, а при отъезде — выписаться. Однако на оба действия требовалось разрешение властей.

Получить прописку можно было по месту работы или месту жительства супруга. Если не удавалось, следовало покинуть населенный пункт в течение недели. В 1953 году правила ужесточились настолько, что, например, в столице нельзя было проживать не по адресу прописки.

В 1993 году закон «О праве граждан РФ на свободу передвижения» заменил обязательную прописку регистрацией по месту пребывания.

Оформить страховку имущества

Какие права дает регистрация

Регистрация дает только право пользования и проживания в квартире. Совершать сделки с недвижимостью может только собственник при согласии сособственников.

Выбрать квартиру постоянным местом жительства могут:

  • собственники;
  • их члены семьи;
  • наследники;
  • получатели ренты — предыдущие собственники квартиры на иждивении у нынешних.

Всем остальным, например арендаторам, доступна только временная регистрация по месту пребывания. Свидетельство оформляется с разрешения собственника.

Также квартирой могут пользоваться граждане с правом пожизненного проживания, пока сами не пожелают выписаться. Например, такое право есть у граждан, не приватизировавших полученную квартиру.

Раньше покупатели таких квартир могли не подозревать о том, кто в них прописан. К счастью, в 2022 году собственникам разрешили узнавать обо всех лицах, зарегистрированных в их жилье, без дополнительных соглашений.

Источник: Freepik

Как и где оформить регистрацию

Зарегистрироваться можно только в жилом помещении. Так, апартаменты относятся к нежилому фонду, и зарегистрироваться в них даже временно не получится.

Зарегистрироваться по месту жительства и пребывания можно:

  • через портал госуслуг;
  • в местном МФЦ «Мои документы»;
  • в управляющей компании, если она предоставляет услуги паспортного стола.

Какие документы нужны для постоянной и временной регистрации:

  • заявление с подписью собственника;
  • паспорт собственника и регистрируемого;
  • документ, подтверждающий право собственности;
  • основание для вселения, если нет права собственности, например: договор найма;
  • согласие совершеннолетних пользователей помещения;
  • акт о назначении опекуна или попечителя, если они есть.

При смене постоянного места жительства документ о снятии с регистрационного учета не нужен: прежнюю регистрацию снимают автоматически.

Кстати, если собственник с целью обогащения регистрирует в своем жилье множество людей, за фиктивную прописку его могут привлечь к административной ответственности по ст. 19.15.2 КоАП РФ или к уголовной по статье 322.2 УК РФ.

Сняться с регистрационного учета можно через МФЦ «Мои документы» в любом регионе России и даже за границей — нужно заверить заявление у нотариуса и удостоверить подписью в дипломатическом представительстве. Если гражданин не знает нового адреса, так и пишет: «адрес нового места жительства неизвестен». При снятии с постоянной регистрации заполняется листок убытия.

#Недвижимость
#Право

Актуальное

Что такое Mafin?Контакты
Mafin Media
8 800 555 1 555
© 2022 Mafin — информационный сервис ООО "Эл Си Системс" (ОГРН 1157746012126, ИНН 7730004900, юр. адрес: 121248, г. Москва, Кутузовский проспект, дом 12, строение 6, этаж 1, помещение I, комната 23). Содействие в подборе страховых услуг и технологическая платформа предоставляются ООО "АбсолютТех" (ОГРН 1187746813528, ИНН 7725497400, г. Москва, улица Ленинская Слобода, дом 19, строение 6, 4 этаж, комната 76). Mafin использует файлы cookies с целью повышения удобства пользования сайтом. Подробнее об условиях использования