Техосмотр — это проверка автомобиля на исправность. Проводить такую диагностику могут только аккредитованные государством организации, которые выдают по итогам процедуры специальную карту и заключение об исправности машины.
В ходе техосмотра специалисты оценивают:
- внешнее состояние кузова авто;
- работу тормозной системы;
- исправность ремней безопасности;
- зеркала и стекла на предмет повреждений;
- состояние шин и дисков;
- работу двигателя;
- уровень технических жидкостей;
- исправность подвески;
- выхлопную систему;
- исправность дверных замков;
- люфт рулевой рейки;
- исправность световых элементов авто — вплоть до подсветки номерных знаков;
- дворники и стеклоочистители;
- исправность звукового сигнала.
Так, на техосмотре проверяются все критически важные системы автомобиля. Водитель во время процедуры остается в салоне и помогает мастеру убедиться в исправности авто: заводит двигатель, «крутит» обороты, включает дворники и фары.
Этой процедурой лучше не пренебрегать: за езду без пройденного техосмотра сейчас штрафуют на 500 руб., а с 1 марта 2022 года сумма вырастет в четыре раза — до 2 000 руб. Кроме того, нарушителей будут фиксировать камеры.
При этом в сентябре ГИБДД направила в правительство предложение — отменить обязательный техосмотр для легковых автомобилей и мотоциклов под управлением физических лиц. Глава ГИБДД Михаил Черников предлагает стимулировать водителей, которые решили пройти техосмотр добровольно: например, давать льготы по транспортному налогу и снижать цену полиса ОСАГО.
Эксперты разводят руками — единого мнения, какой подход лучше, у них нет. Несмотря на то что власти недавно отменили требование об обязательном предъявлении диагностической карты при оформлении полиса ОСАГО, ее все равно придется хранить в авто, чтобы не «попадать» на штрафы.
Правила техосмотра недавно изменились. «Расписание» выглядит так:
- авто возрастом до 4 лет — техосмотр проходить не нужно;
- авто возрастом от 4 до 10 лет — техосмотр раз в два года;
- авто старше 10 лет — требуется ежегодный техосмотр.
Эти правила касаются автомобилей, мотоциклов, прицепов, полуприцепов и грузовиков массой до 3,5 т. Для таксистов, водителей автобусов и тяжелых грузовиков правила жестче: такой транспорт независимо от года выпуска должен проходить техосмотр ежегодно.
Главная рекомендация: выбирайте аккредитованную организацию на сайте Российского союза автостраховщиков. Желающих обмануть водителя в интернете и жизни достаточно, некоторые даже предлагают оформить диагностическую карту онлайн. Подобные предложения незаконны, а номер «левой» карты легко проверить в базе ЕАИСТО (будьте внимательны, у системы только один официальный сайт). Если ее там не окажется, у водителя будут проблемы.
Легальный техосмотр проходит только офлайн. Если вместо полноценного осмотра вам предлагают только сфотографировать машину или советуют вообще не приезжать — перед вами мошенники.
Также следует обратить внимание на цену: она не должна быть слишком высокой или низкой. Стоимость зависит от региона прохождения процедуры и типа авто. В Москве, к примеру, для легкового автомобиля процедура стоит ± 700 руб.
- паспорт или другое удостоверение личности;
- доверенность, если вы не владеете автомобилем;
- СТС или ПТС.
Перед техосмотром убедитесь, что у вас есть опломбированный огнетушитель со свежим сроком годности, — его лучше приобрести заранее. Машину стоит помыть. С собой на техосмотр нужно взять аварийный треугольник и запаску.
Перед началом диагностики мастер проверит, совпадает ли VIN-номер машины (его можно найти на раме и в кузове) с номером, указанным в документах. Если выяснится, что номера не соответствуют, карту водителю не дадут.
После оплаты техосмотра техник будет проверять системы автомобиля. Сама процедура длится около 30 минут. Если будут выявлены недостатки, их нужно устранить в течение 20 дней, после чего снова приехать в пункт ТО.
Обязательно должны быть исправны ремни безопасности. Все ремни должны свободно застегиваться, включая те, что на заднем сиденье. Фары должны светить ярко, ровно и прямо — если это не так, на станции помогут их откалибровать за дополнительную плату.
Важный момент, который забывают многие водители: для прохождения техосмотра нужно, чтобы подголовники сидений были на месте. Если они сняты, нужно снова их установить.
Любые повреждения стекла от 10 см в длину считаются трещинами. С ними техосмотр не пройти. В аптечке могут проверить срок годности лекарств — об этом тоже нужно помнить.
Проверку диагностических карт при покупке полиса ОСАГО отменили до 1 марта 2022 года. Как отмечают в Российском союзе автостраховщиков, поправки нужны, чтобы обеспечить доступность ОСАГО. Сейчас в России не хватает пунктов ТО, поэтому власти устроили для водителей «каникулы» и отвязали от ОСАГО необходимость прохождения ТО.
Для оформления полиса КАСКО диагностическую карту на практике не спрашивают, но она понадобится, чтобы получить страховую выплату. В правилах КАСКО многих компаний указывается, что на момент наступления страхового события автомобиль должен находиться в технически исправном состоянии. Это можно доказать только при своевременном прохождении техосмотра.
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его