Поздняя осень и начало зимы — непростой период для автомобилистов, особенно недавно севших за руль. Сцепление на дорогах уже не такое уверенное, видимость — хуже, техника — капризнее. Но поездки в холодный сезон могут быть безопасными и комфортными, если правильно к ним подготовиться.
Обращали внимание, что в пасмурные дни окружающие предметы кажутся не столь четкими и заметными? Дело в том, что в такую погоду при естественном освещении преобладает синяя часть спектра, которая делает окружающую обстановку менее контрастной. Она заставляет пристально всматриваться и в итоге быстро утомляет глаза.
Решение: специально для устранения синей части спектра света и повышения контрастности придумали очки с желтыми светофильтрами. С ними предметы кажутся заметно четче, да и весь окружающий пейзаж становится как будто светлее.
Такие очки улучшают видимость (а стало быть, и безопасность) не только в сумерки: они помогут в дождливую погоду, туман, дымку. Весьма полезными желтые светофильтры будут на сильно заснеженной дороге, когда невооруженным глазом сложно разглядеть границы обочины, бруствера, кювета, не говоря уже о неровностях.
В темное время суток желтые светофильтры помогут снизить ослепляющий свет встречных фар, что тоже станет взносом в копилку вашей безопасности.
Туман не просто снижает различимость предметов, но и порой искажает расстояние до них. К примеру, может казаться, что бампер впередиидущей машины или, скажем, столб еще достаточно далеко. Но в действительности они неожиданно оказываются в полтора-два раза ближе — а вы даже не приготовились тормозить... Вдобавок цвета светофора становятся менее различимы.
А в холодную погоду осевшая на дорогу водяная взвесь может замерзнуть, превратив трассу в каток.
Решение: прежде всего — умеренность и осторожность. Поможет соблюдение скоростного режима и, по возможности, увеличение дистанции с соседями по потоку.
И, конечно же, передние и задние противотуманки. А про желтые очки вы уже знаете.
На самом деле он совершенно прозрачный, но лежит на асфальте настолько тонким слоем, что не отличается от сухой или мокрой дороги и полностью сливается с цветом покрытия. В этом состоит его коварство: трасса становится очень скользкой, но водители ошибочно видят перед собой чистый участок.
Образуется черный лед при околонулевой температуре из-за замерзания пленки водяного конденсата, нередко в утренние заморозки. Кроме того, он, точно так же, как и обычная наледь, нередко появляется в сильно продуваемых и легко охлаждаемых местах вроде мостов, эстакад и путепроводов.
Решение: первые «нулевые» заморозки следует встречать уже на зимних шинах. Будьте бдительны и аккуратны: когда плюсовая температура быстро падает до нуля, и может образоваться конденсат на дороге — особенно во время привычных утренних поездок на работу.
Также соблюдайте осторожность на потенциально опасных участках: двигайтесь с умеренной скоростью, плавно и равномерно, избегайте резких торможений, разгонов и маневров.
Сухие желто-оранжевые листья на дороге выглядят красиво и даже романтично. Но, когда они размокают и превращаются в скользкую массу, сцепление с дорогой снижается кардинально — тем более если листва лежит поверх гладкой дорожной (например, пешеходной) разметки.
Решение: вновь напоминаем про визуальный контроль дороги, снижение скорости и плавные маневры.
Эта проблема актуальна в дождливый осенний сезон. При быстрой езде по мокрой дороге между колесами и покрытием может образоваться водяной клин, а значит, существенно теряется сцепление. Обычно первым всплывает «нос» автомобиля, и для переднеприводного транспорта (то есть подавляющее большинство моделей легкового автопарка) это одновременно чревато потерей и управляемости, и тягового усилия.
Решение: соблюдайте скорость по обстановке и сбавляйте ее при малейших намеках на плохой контакт с дорогой. Лужи и обильную водяную пленку надо проезжать с прямыми колесами и на ровном газу. А вот резко крутить руль, тормозить и ускоряться категорически не следует, чтобы не было заноса или сноса.
Также убедитесь в достаточной глубине протектора. Закон определяет минимальную глубину зимних шин в 4 мм, но помните, что это допустимый предел. При меньших значениях негативный профиль шины (то есть совокупность всех каналов и канавок) уже не может эффективно противостоять аквапланированию. Если остаток в 4 мм образовался у вас уже осенью, этого недостаточно, поскольку за сезон резина сотрется еще больше.
Человек в темной одежде на слабо освещенной улице виден в ближнем свете фар на расстоянии примерно 20 м. Тормозной путь со скоростью 60 км/ч на типичной влажной осенней дороге с учетом реакции обычного водителя (а не испытателя на полигоне) составит 30–35 м, а если под колесами гололед или скользкая листва — и того больше.
Вдобавок многие пешеходы словно и не пытаются менять летние привычки: все так же на переходах смотрят в телефоны, изолируют слух наушниками и к тому же закрываются от непогоды капюшонами.
Решение. Каждый водитель, покидая автомобиль, превращается в пешехода, поэтому профилактические меры стоит начать с себя. По возможности выбирать одежду светлых тонов и снабжать себя и близких светоотражательными элементами: брелоками, гибкими браслетами, наклейками и т. п.
На пешеходных переходах в туман и сумерки старайтесь быть особо внимательными и убедитесь, что водитель вас видит, а если вы в этом не уверены — транспорт лучше пропустить. Да, пешеход всегда прав, но законы физики имеют неоспоримый приоритет над общественными законами.
Когда вы за рулем, надо особо повысить бдительность на темных улицах. На знакомых маршрутах старайтесь запомнить потенциально опасные места: школы, офисные центры, супермаркеты и популярные «народные тропы», которые не всегда пролегают через размеченные переходы.
Одновременно позаботьтесь о техническом оснащении. Оптика авто должна быть чистой и исправной.
Введите номер авто — данные заполнятся автоматически
или нажмите «Рассчитать», если еще не получили его